.
.
Все таки, до меня только в пятьдесят два (!) года дошло, почему я одинок, и мало с кем могу общаться...Раньше я как кантианец полагал, что истина красоты состоит в том, что даже исходя из самых индивидуалистических ее предпосылок , можно прийти к некоему универсальному пониманию прекрасного, роднящему людей. А оказалось, это не так, дальше букета цветов, поляны ромашек, или стихов Есенина, это правило Канта не распространяется . К примеру, совершенно гениальный цикл произведений Вагнера на стихи Матильды Везендонк. Мне вот наивному человеку казалось, что раз у меня эта музыка вызывает слезы, она вызовет слезы у всех более менее чутких людей. А вот и ошибался .Никто этой музыки не понял, кому ее не ставил...Но почему же Образцова поняла и, так точно, по вагнеровски эту партию исполнила , и надмирно анлелично, и валькирично? Может быть , потому, что Образцова ребенком пережила блокаду, и будучи маленькой девочкой лежала и слышала взрывы бомб ?. И отсюда ее гениальность, ее валькиричность? Сейчас весь запад проклинает русскую культуру . А Елене Образцовой и звуки бомб не заглушили надмирную музыку сфер. И может быть, в этом ее величие.
НЕСКОЛКО СЛОВ ОБ ЭТОЙ УДИВИТЕЛЬНОЙ МУЗЫКЕ
.
.
.
Не знаю, почему мало кто воспринимает эту музыку из моих знакомых. У меня от этой музыки постоянно слезы. Сферичная, англеличная, (хотя и валькиричная) ясная, как ясна ночь, и в то же время, какая та очень сильная по воле. Одно другому не противоречит. В этой музыке, боль становится красотой, (наверное это чисто немецкая черта), через волю, и через стремление к Вечности, и разрешается от себя. Поражает, что даже страдание выражается поразительно светлой гармонией. Но почему, мало кто ее чувствует, не знаю. Еще раз вернусь к мысли выше, но может быть ошибался Кант, и есть красота , которая не передается другому , а открывается тебе только лично? И она и есть самая красота чистая, потому , что красота которая передается, как бы теряет от себя?... Или, дело просто в немецкой ментальности? Но, повторяю, поет то этот шедевр, ни кто нибудь, а русская Елена Образцова . А почему в таком случае она чувствует немецкую ментальность? Или, Елена Образцова чувствует то , что ее выше? Или, может быть, все дело в том, что настоящая красота и делает людей одинокими?
И ВСЕ ТАКИ, К ВОПРОСУ, КАК ЖЕ БЫТЬ ТОГДА С КАНТОМ
.
.
.
И, все таки, как же быть тогда с Кантом? Наверное, Иммануил Кант подразумевал, что универсальность красоты предполагает, как минимум , универсальную духовность, или (если это слово покажется пафосным) универсальную же чуткость развитых людей, ибо мыслил Кант в духе 19 века. Скажем, ты понимаешь Вагнера так, а я понимаю иначе. Но нас обоих эта музыка поразила. И в нашем родстве наша разница, потому что и в самой разнице есть наше родство. А если, кто не способен понять Гете, или Вагнера, то не потому что Кант, (или Гете) виноваты перед людьми, а потому что просто люди виноваты перед Кантом, или Гете. Но другой вопрос, что мало кто из людей согласиться принять такую вот вину. Мы все виноваты перед мамами, и папами, перед женами и детьми, (как Фрейд нас учил) не больше того. Ну, сейчас еще люди стали виноваты перед природой, касаемо проблем экологи... Но что б быть виноватым перед Кантом, перед самим Богом, или просто перед надмирной красотой, до этого люди не дошли, и вероятнее всего не дойдут. Вина нарциссична. Человек даже в своей вине как бы любуется собой. И потому не видит ни себя, ни того, что выше его сознания.
ПОЧЕМУ СТРАШЕН ЛИШЬ МИР БЕЗ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
.
.
.
Какой для меня самый страшный мир? Это даже не мир после атомного взрыва, а мир в котором утратится понимание классической музыки., мир в котором ее будут слушать лишь единицы. Почему я пишу о классической музыке, а например, не о поэзии? Отчасти потому, что можно читать и посредственную поэзию, как было при СССР, имея в виду массовые книги посредственных стихов, хотя, тем не менее в СССР слушали настоящую классическую музыку, которая не может быть посредственной. Можно любить Есенина, даже не открывая Пушкина , но невозможно воспринимать даже не самого великого Кабалевского, не зная Прокофьева, или хотя бы Свиридова. А во вторых, музыка - это нечто доязыковое, нечто такое, что работает на самом глубинном и дословесном понимании. Понимании своей души, природы мира, природы любви, космоса, или природы человека. Лишь классическая музыка роднит людей разных языков, преодолевая полярность жизни и культуры, не в урон их полюсам. Однополярный же мир страшен, ибо глух. Это победа машинного ритма над ритмом природы и космоса. Мир же, в котором люди слушают классическую музыку не может быть однополярным - уже только по своему определению.
________
P. S.
А так выглядела Елена Образцова , (начавшая петь с кружка во дворце пионеров) в молодости, хотя уже ставшая известной оперной певицей. При поступлении в консерваторию, ее взяли сразу на второй курс...