Анри Годье-Бжеска родился в 1891 и прожил всего 24 года, пав в бою во время Первой мировой войны. Судьба незавидная, но есть чем восхищаться: этот скульптор, родом из Франции, за 4 года изысканий в творчестве стал одним из основателей направления вортицизм и смог повлиять на развитие французской и английской скульптуры XX века!
Будущий «молодой гений», коим его называют британские историки искусства, рос в семье плотника и хотел пойти по стопам отца, однако увлеченность рисованием не позволила этого сделать. Благодаря гранту за успехи в учебе он посетил Англию и Германию, затем снова вернулся на французские земли и обосновался в Париже.
Так если он француз, почему у него такая фамилия, да еще и польская? Дело не обошлось без странного романа. В 1910 году он встретил польскую эмигрантку Софи Бжеска, которая была вдвое старше него, и влюбился в нее без памяти. Женщина чувствовала, что не может дать молодому человеку то, что ему нужно. Она отвечала ему: «Я слишком стара для тебя на самом деле, но я буду тебе матерью, если ты согласен». Этот роман так и не перерос во что-то серьезное, а вот двойная фамилия осталась.
Жизнь пары была очень бедной в Париже. Софи всегда мечтала быть писательницей, но вынуждена работать гувернанткой, а Анри хотел творить, но без должного образования сразу сделать карьеру было трудно. Сначала он работал то ли в книжном магазине, то ли переводчиком в издательстве. Потом, когда они перебрались в Англию, Анри устроился к торговцу древесиной и начал развивать навыки скульптора.
Будучи во Франции, Анри Годье-Бжеска был очарован искусством Родена, но попав в Лондонскую группу, быстро от него отрекся. Знакомство с Джейкобом Эпштейном повлияло на формирование художественного стиля.
Анри начал верить, что скульптура должна оставить позади тщательно обработанный край и перейти к более грубым формам, где следы инструмента остаются подобно отпечаткам художника. Годье-Бжеска стал изучать европейские произведения искусства, стал интересоваться работами Африки и Океании, Индии и Ассирии.
Вортицизм, к которому примкнул художник, был своеобразной ветвью модернизма, сочетающей в себе элементы кубизма и футуризма. Вортицизм отрицал классические и импрессионистские тенденции в искусстве.
В 1913 году Годье-Бжеска смог оставить работу и посвятить себя творческим проектам, выполняя заказы. Помимо скульптуры, он занимался еще и графикой, здесь на него повлияла китайская поэзия и каллиграфия, да и вообще искусство востока. Он мог несколькими штрихами обнаружить сущность изображаемого. Так же заметно и влияние кубизма в его работах.
На фоне успехов в творчестве, в жизни пары все было довольно печально. Созависимые нездоровые отношения влияли не только на участников, но и посторонних людей. Иногда нрав Софи отталкивал потенциальный покупателей рисунков и скульптур Анри, но эти инциденты не могли развести пару. В сущности, они не смоги решить неопределенность их союза, хотя они разделяли множество интересов.
А потом пришла война. Анри Годье-Бжеска поддерживал союзников по Антанте и желал защитить искусство Франции, потому пошел добровольцем в армию. «Это вопрос спасения цивилизации, мы должны победить Германию прежде, чем они уничтожат все произведения искусства». Софи не смогла примириться с потерей Анри, и пережила его всего на десять лет, известие пошатнуло ее психическое здоровье. И только благодаря перепискам и дневникам известно об их совместной жизни и творчестве.
Удивительно, что за столь короткий период художник встал в ряды признанных скульпторов, типа Модильяни, Бранкузи или Архипенко и смог повлиять на модернистов!
Понравилась статья? Лайк и подписка станут поддержкой в развитии нашего канала☀️
#artemisiaскульптура #artemisiaграфика #графика #скульптура #художник #модернизм #искусство #культура #история