Найти тему
Artemisia Studio

Очень короткая творческая жизнь и большое влияние на искусство. Смотрим Анри Годье-Бжеску

Анри Годье-Бжеска родился в 1891 и прожил всего 24 года, пав в бою во время Первой мировой войны. Судьба незавидная, но есть чем восхищаться: этот скульптор, родом из Франции, за 4 года изысканий в творчестве стал одним из основателей направления вортицизм и смог повлиять на развитие французской и английской скульптуры XX века!

Автопортрет, 1909
Автопортрет, 1909

Будущий «молодой гений», коим его называют британские историки искусства, рос в семье плотника и хотел пойти по стопам отца, однако увлеченность рисованием не позволила этого сделать. Благодаря гранту за успехи в учебе он посетил Англию и Германию, затем снова вернулся на французские земли и обосновался в Париже.

Так если он француз, почему у него такая фамилия, да еще и польская? Дело не обошлось без странного романа. В 1910 году он встретил польскую эмигрантку Софи Бжеска, которая была вдвое старше него, и влюбился в нее без памяти. Женщина чувствовала, что не может дать молодому человеку то, что ему нужно. Она отвечала ему: «Я слишком стара для тебя на самом деле, но я буду тебе матерью, если ты согласен». Этот роман так и не перерос во что-то серьезное, а вот двойная фамилия осталась.

Софи Бжеска, 1913. Галерея Тейт
Софи Бжеска, 1913. Галерея Тейт

Жизнь пары была очень бедной в Париже. Софи всегда мечтала быть писательницей, но вынуждена работать гувернанткой, а Анри хотел творить, но без должного образования сразу сделать карьеру было трудно. Сначала он работал то ли в книжном магазине, то ли переводчиком в издательстве. Потом, когда они перебрались в Англию, Анри устроился к торговцу древесиной и начал развивать навыки скульптора.

Будучи во Франции, Анри Годье-Бжеска был очарован искусством Родена, но попав в Лондонскую группу, быстро от него отрекся. Знакомство с Джейкобом Эпштейном повлияло на формирование художественного стиля.

Припавший олененок, 1913. Галерея Тейт
Припавший олененок, 1913. Галерея Тейт
Русалка, 1913. Галерея Тейт
Русалка, 1913. Галерея Тейт
Материнство, 1913. Галерея Тейт
Материнство, 1913. Галерея Тейт
Борцы, 1914. Галерея Тейт
Борцы, 1914. Галерея Тейт
Сидящая женщина, 1914. Галерея Тейт
Сидящая женщина, 1914. Галерея Тейт

Анри начал верить, что скульптура должна оставить позади тщательно обработанный край и перейти к более грубым формам, где следы инструмента остаются подобно отпечаткам художника. Годье-Бжеска стал изучать европейские произведения искусства, стал интересоваться работами Африки и Океании, Индии и Ассирии.

Голова, 1914. Галерея Тейт
Голова, 1914. Галерея Тейт
Обезьяны, 1914. Галерея Тейт
Обезьяны, 1914. Галерея Тейт
Майор Рэймонд Смитис, 1912. Галерея Тейт
Майор Рэймонд Смитис, 1912. Галерея Тейт
Хорас Бродски (живописец), 1913. Галерея Тейт
Хорас Бродски (живописец), 1913. Галерея Тейт

Вортицизм, к которому примкнул художник, был своеобразной ветвью модернизма, сочетающей в себе элементы кубизма и футуризма. Вортицизм отрицал классические и импрессионистские тенденции в искусстве.

Мрачная фигура, 1913. Галерея Тейт
Мрачная фигура, 1913. Галерея Тейт
Танцовщица из красного камня, 1913. Галерея Тейт
Танцовщица из красного камня, 1913. Галерея Тейт

В 1913 году Годье-Бжеска смог оставить работу и посвятить себя творческим проектам, выполняя заказы. Помимо скульптуры, он занимался еще и графикой, здесь на него повлияла китайская поэзия и каллиграфия, да и вообще искусство востока. Он мог несколькими штрихами обнаружить сущность изображаемого. Так же заметно и влияние кубизма в его работах.

Борцы, Aberdeen Art Gallery
Борцы, Aberdeen Art Gallery
Стоящая обнаженная, 1913. Галерея Тейт
Стоящая обнаженная, 1913. Галерея Тейт
Собака, 1913. Галерея Тейт
Собака, 1913. Галерея Тейт
Леопард II, 1912-13. Галерея Тейт
Леопард II, 1912-13. Галерея Тейт
Наброски птиц, 1913. Галерея Тейт
Наброски птиц, 1913. Галерея Тейт
Cтервятник II, 1912-13. Галерея Тейт
Cтервятник II, 1912-13. Галерея Тейт
Пума, 1912-13. Галерея Тейт
Пума, 1912-13. Галерея Тейт
Ягуар, 1912-13. Галерея Тейт
Ягуар, 1912-13. Галерея Тейт
Антилопа, 1912-13. Галерея Тейт
Антилопа, 1912-13. Галерея Тейт
Тигр, 1912-13. Галерея Тейт
Тигр, 1912-13. Галерея Тейт

На фоне успехов в творчестве, в жизни пары все было довольно печально. Созависимые нездоровые отношения влияли не только на участников, но и посторонних людей. Иногда нрав Софи отталкивал потенциальный покупателей рисунков и скульптур Анри, но эти инциденты не могли развести пару. В сущности, они не смоги решить неопределенность их союза, хотя они разделяли множество интересов.

Мальчик с кроликом, 1914
Мальчик с кроликом, 1914

А потом пришла война. Анри Годье-Бжеска поддерживал союзников по Антанте и желал защитить искусство Франции, потому пошел добровольцем в армию. «Это вопрос спасения цивилизации, мы должны победить Германию прежде, чем они уничтожат все произведения искусства». Софи не смогла примириться с потерей Анри, и пережила его всего на десять лет, известие пошатнуло ее психическое здоровье. И только благодаря перепискам и дневникам известно об их совместной жизни и творчестве.

Удивительно, что за столь короткий период художник встал в ряды признанных скульпторов, типа Модильяни, Бранкузи или Архипенко и смог повлиять на модернистов!

Понравилась статья? Лайк и подписка станут поддержкой в развитии нашего канала☀️

#artemisiaскульптура #artemisiaграфика #графика #скульптура #художник #модернизм #искусство #культура #история