Как много идей и как мало реализации. Вы не задумывались о том, почему так часто слышны новые и уникальные идеи, которые так и заканчивают свое существование всего лишь диалогом. Около 90% стартапов закрываются в первый год существования, но инвесторы охотно продолжают участвовать в развитии новых проектов. Что Вы знаете о маркетинге, как о главном инструменте развития и продвижения? Большая часть успеха зависит от людей и их взаимодействия между собой внутри команды. Если это проект, на который необходим капитал, то без инвесторов здесь не обойтись.
По данным Campaign Monitor, 56,9% стартапов имеют маркетинговую команду. Обычно на первых этапах становления компании почти все обязанности объединяет в себе СЕО. Со временем СЕО не может нести на себе все функции, и тогда необходимо искать в свою команду людей, которые будут работать над проектом вместе с вами.
Вот они, чудо-специалисты, готовые отдавать себя на благо развития сферы услуг!
Директор по маркетингу
На старте проекта, необходим специалист, ведущий команду вперед таким образом, чтобы не только отслеживать успехи команды, но и помогать каждому ее участнику. В первую очередь такой человек становится основным маркетологом, нежели директором, а уже позже, собрав группу людей, заинтересованных в достижении единой цели, он может делегировать полномочия.
Что входит в список задач:
- Организация и координация действий маркетингового отдела;
- Генерация идей и сортировка уже имеющихся (или предлагаемых);
- Составление бизнес-плана;
- Анализ перспективных направлений развития проекта.
Кроме того, он создает рекламные кампании для повышения узнаваемости бренда, отслеживает ситуацию с Вашим сайтом и вовлеченностью, и, помогает увеличить продажи.
Директор по маркетингу должен иметь руководительские навыки, делать прогнозы на перспективу и понимать куда лучше не расходовать ресурсы. Понимание ситуации на рынке и постоянный анализ ситуации относятся и к общению с клиентами и партнерами. Порой, принимая важные решения, голова должна быть в холоде, а значит и чувства с эмоциями необходимо контролировать, может быть — эмпатия по отношению к целевой аудитории и своей команде.
Директора по маркетингу чаще всего растут вертикально, поэтому на эту позицию имеет смысл либо брать людей, выросших в вашей компании из должности маркетолога или аналитика, либо искать маркетологов, поднявшихся в других местах и ищущих развития на стратегическом уровне.
Product-менеджер
Согласно опросу, 55% менеджеров по продуктам предпочитают работать на малых или средних предприятиях из-за их гибкости и готовности к новому. Роль product-менеджера может взять на себя основатель или СЕО. Этот сотрудник должен знать все о продукте, которым будут пользоваться клиенты.
По данным статистики, 60% product-менеджеров обладают базовыми навыками аналитики, которые позволяют им погружаться в показатели, не полагаясь на специалистов этой области. Это хорошо для стартапов, где не так много средств на содержание большой команды.
Задачи product-менеджера:
- Распределение ресурсов технической команды;
- Назначение технических заданий;
- Отслеживание производительности компании;
- Контроль качества услуг.
#Product-менеджер — во многом предприниматель и СЕО своего продукта. Важно, чтобы он мог явственно ощущать, как работает конкретный бизнес, как все взаимосвязано, быть вовлеченным в процесс.
Хорошими продактами могут стать предприниматели, которые до этого запускали свои бизнесы, а также люди с системным мышлением, пришедшие из маркетинг-менеджмента или продакт-маркетинга.
Дизайнер
Сейчас трудно продвигать бренд, не освоив онлайн-формат, поэтому важно позаботиться о размещении бизнеса в сети. Кроме того, приятный дизайн обеспечивает 75% доверия к сайту компании.
На первых этапах роль дизайнера достаточно гибкая — он отвечает за:
- Упаковку самого продукта;
- Разработку брендбука фирмы;
- Создание рекламного дизайна товаров и услуг.
Важно грамотно преподносить визуальную информацию, в которой лежит основная мысль — миссия компании. Правильный взгляд на позиционирование и понимание происходящего поможет двигать вагончик с амбициями куда быстрее, что важно как для стартапа, так и для большой корпорации. Дизайнер не должен уходить во вкусовщину, так как сегодня дизайн уже далеко не только про вкус, но и про выполнение бизнес-задач. Поэтому дизайнеру необходимо так отобразить посыл компании, чтобы можно было отследить рост конверсии.
Самые тесные взаимосвязи у дизайнера в работе складываются с копирайтером. Здесь, обоим специалистам нужно найти подход друг к другу. Обе позиции отвечают за разные проявления единого смысла общей концепции проекта. Работая в унисон, они могут доносить до пользователя органично дополняющие друг друга ключевые сообщения, которые будут выстраивать нужные ассоциации и лояльность к бренду.
Для поиска дизайнеров можно обратиться в агентства или искать их на просторах фриланс-площадок (главное убедитесь, что он готов работать с Вами, а не браться за разовое взаимодействие).
Маркетолог-аналитик
Аналитики маркетинговых данных — основа любой организации. Они хорошо разбираются в количественном и качественном анализах рынка, тщательно изучают статистику, интерпретируют полученные результаты и помогают компании понять влияние своих маркетинговых стратегий. Так, #маркетолог-аналитик — это сотрудник, который будет проводить все исследования для развития и продвижения проекта.
В сферах бизнеса, где взаимодействие с клиентами сложное и многоступенчатое, главным инструментом аналитики считается #CRM-система, где фиксируются все действия и результаты. Часто бывает, что на ранних этапах ее внедряют в режиме ASAP, а далее просто загружают в нее огромные массивы данных, захламляя ее. Главное, чтобы ответственность за CRM в Вашем проекте не плавала между командами, иначе система обрастет данными и станет очень большим хранилищем информации, в котором будет сложно разобраться. Повысить общую эффективность и перейти к более осмысленному подходу использования данных, а значит, к росту конверсии явно лучший выход из ситуации в работе с данными.
Главное для аналитика маркетинговых данных — быть с цифрами «на ты». Важно не только уметь собрать цифры, но и увидеть между ними взаимосвязь для того, чтобы определить, где необходимо приложить больше усилий, чтобы получить наилучший результат. На старте ведения бизнеса ресурс ограничен, и в условиях этих ограничений важно бить прицельно. Помочь это сделать может как раз маркетолог-аналитик.
На такую позицию можно искать смежных специалистов. Люди из математических вузов с сильными аналитическими навыками, выпускники курсов статистического анализа могут стать отличным дополнением к вашей команде.
Копирайтер
Цель копирайтинга заключается в том, чтобы четко объяснить потребителю преимущества продукта, а также помочь вашему бизнесу повысить рейтинг в поисковых системах с помощью текста.
Для достижения поставленных целей, нужно понимать психологию людей и то, что заставляет их совершить покупку. Так что копирайтер — это специалист, который может себе позволить чуть больше обычного, в ситуации со стартом, на котором находится компания: начиная от описания продукта на сайте до пресс-релизов для СМИ.
Главное качество копирайтера — умение докопаться до самой сути из всего объема информации, которую он получает на входе, и определить, что будет играть наибольшую роль на выходе. Он должен знать, как сократить значительную массу данных в те самые слова, которые наилучшим образом донесут до пользователя ключевые сообщения и ценности компании. Кратность и умение точно формулировать мысль возможны только в том случае, если копирайтер одновременно еще и хороший ресечер, который в силах анализировать информацию.
Для копирайтеров важнее всего опыт в анализе информации по разным темам в условиях сжатых сроков и превращении ее в смыслы. Поэтому рекомендуем искать их в агентствах, которые позволяют набрать необходимую «массу» текстов.
Нет незаменимых специалистов, но есть люди, с которыми получается приятно, а самое главное — эффективно работать и добиваться поставленных целей. Каждый член команды может как помочь, так и испортить процесс развития стартапа. Важно, чтобы все работали на устранение возникших проблем.
Подробно про эту профессию Вы можете прочитать в статье нашего канала.
Еще о прокачке.
Кроме hard skills, сотрудники начинающей команды проекта или участники стартапа должны обладать следующими качествами:
- Стрессоустойчивость — умение быстро адаптироваться к сложным жизненным ситуациям, не позволяя негативным эмоциям брать верх. Это особенно актуально в условиях открытия нового бизнеса.
- Проактивность — сосредоточение на том, что важно, а не только на том, что срочно. Это своего рода стратегические инициативы, которые приближают к воплощению целей в реальность.
- Смелость — способность идти на риск, который идет вразрез с принципами компании. Смелые сотрудники принимают решения, способные привести к революционным изменениям в организации.
- Страсть к экспериментам. Рынок меняется чуть ли не ежедневно. Чтобы поспевать за его темпами, необходимо экспериментировать, делать то, что никто не делал — тогда высока вероятность опередить конкурентов.
Для того чтобы стартапу развиваться, нужно определиться с каналами продвижения. Согласно данным HubSpot, среди основных используемых маркетологами каналов: социальные сети, веб-сайты и блоги, а также email-маркетинг.
Используя эту информацию, тестируйте шаг за шагом каждый инструмент и не бойтесь совершать ошибки. Ставьте цель и проверяйте гипотезу: определив целевую аудиторию, попробуйте начать с посевов в целевых источниках для них, а далее при подтверждении гипотезы масштабируйте это на охватных каналах.
Логично, что в начале развития стартапа не будет достаточно средств для реализации всего задуманного. В этом может помочь привлечение инвесторов такими способами:
- Грамотно продуманная PR-кампания — важно вызвать доверие инвесторов, и чем больше они будут знать о вас и вашем стартапе, тем лучше;
- Участие в целевых мероприятиях — там можно найти не только единомышленников, но и передать свои контакты потенциальным инвесторам;
- Активный нетворкинг через знакомых инвесторов.
Эффективность маркетинговой команды в стартапе
Рост и процветание стартапа будут зависеть от эффективности работы маркетинговой команды. Для успеха важно, чтобы все члены команды четко и слаженно взаимодействовали между собой: согласовывали все этапы от создания продукта до его продвижения, исправляли возникающие ошибки, выстраивали эффективную коммуникацию с сотрудниками, которые отвечают за определенные звенья в общей цепи маркетинга.
Координирование действий по различным направлениям — трудный челлендж для СМО, осознающих важность маркетинговых кампаний. Жесткое планирование, совместная работа и прозрачность — основополагающие части успешного маркетинга в стартапе.
Есть ряд основных характеристик, которыми должна обладать высокоэффективная маркетинговая команда в стартапе.
1. Ориентированность на клиента
86% покупателей готовы платить больше за хорошее впечатление от клиентского опыта. Это говорит о том, что необходимо учитывать мнение клиента, напрямую взаимодействуя с ним. Обратная связь от потребителей — отличный инструмент для модернизации стартапа.
Очень важно постоянно интересоваться мнением людей извне, важно получать обратную связь, ведь от Вас могут ждать совсем другой уровень коммуникаций и заботы. Очевидно, что понимая боль клиента, вполне можно выстроить базовые процессы коммуникаций и перейти к настраиванию уровней взаимодействия.
Как улучшить систему связи общения с клиентом, читайте в статье "Как улучшить сервис. Обслуживание клиентов."
2. Анализ полученной прибыли
Важно связывать получение прибыли с проведенными маркетинговыми операциями, чтобы после их оценки в будущем отдавать приоритет тем или иным стратегиям, которые приносят наибольший доход. Опять же, тут у Вас есть козырь в лице аналитика, но никто не отменял обсуждение команды, тут всегда рождаются новые мысли.
3. Операционная эффективность
Команда, в которой заботятся об операционной эффективности, показывают более высокие показатели производительности, чем команды, не уделяющие достаточного внимания операциям. Поэтому необходимо проводить, например, еженедельные планерки, на которых сотрудники смогут сообщить о достигнутых целях и результатах.
4. Стремление к обучению и росту
Каждый день тренды маркетинга выдают нечто новое и невообразимое! Необходимо постоянно обрабатывать информацию, тем самым получая опыт и предоставлять профессиональное развитие своим сотрудникам. Тогда успех не заставит себя ждать.
Компания без сильной и сплоченной команды вряд ли сможет построить успешный бизнес. Поэтому понимание всех тонкостей управления и найма персонала, создание команды и эффективной коммуникации на рабочем месте могут существенно вывести Ваш стартап на лидирующие позиции рынка.
Не забывайте для чего все это, зачем внутри каждого из нас есть голос, который требует удовлетворить свои желания и помочь другим получить то, что нужно им (это снова про услуги)). Пора сделать этот Мир лучше! Успеха!
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и на Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!
#glavmediapro #бизнескоманда #бизнес #какначатьбизнес #начатьбизнес #открытьбизнес #стартап