Компания Renault всегда являлась одной из авангардных в плане дизайна как серийных, как и концептуальных машин. Можно вспомнить много концептов 1980-х годов, а с приходом в компанию Ле Кемана в начале 1990-х годов концепты вообще посыпались как из рога изобилия – практически каждый год появлялись какие-то интересные концепт-кары.
Но и в предыдущие десятилетия конструкторская мысль не дремала, рождая порой весьма любопытные творения. Именно таким является Renault 900, появившийся в 1959 году и планировавшийся в серию, но так и не ставший серийным. Концепт стал развитием идей прототипа Project 600 1957 года.
Этот прототип для компании Renault построило итальянское кузовное ателье Ghia, и по задумке французов эта машина должна была стать идеальным автомобилем для такси. Концепция машины была весьма революционной по сравнению с обычными машинами – однообъёмный кузов, двигатель сзади, вынесенный вперед салон, передний ряд располагался в переднем свесе.
В то же время, эта концепция уже обкатывалась на таких прототипах как Ghia Selene (правда, тот появился год спустя, в 1960) и советских НАМИ-013 1953 года и НАМИ-А50 “Белка” 1955 года. В то время дизайнеры всерьез прорабатывали такую схему, и во-многом она казалась прогрессивной – высокая посадка водителя, большая площадь остекления, хорошая обзорность, эффективное использование пространства, удобный доступ к двигателю.
Прототип получился весьма большим – длина составляла 4680 мм, ширина – 1880 мм, высота – 1350 мм, а весило это чудо 1020 кг. Салон вмещал пятерых человек на двух рядах. Водитель и передний пассажир сидели фактически над передней осью, как в некоторых фургонах и микроавтобусах того времени. Широкое лобовое стекло обеспечивало прекрасную обзорность. Двери открывались традиционно, на передних петлях. Для удобства доступа водителя рулевое колесо складывалось и укладывалось на переднюю панель.
Задний ряд получился очень просторным, на нем можно было свободно вытянуть ноги. А поскольку задний вес был занят двигателем, то для багажа нашлось единственное место – между вторым рядом сидений и двигателем. Чтобы его уложить или достать, приходилось бы откидывать сиденья, и все равно проем получался недостаточно широким.
Передок выглядел достаточно футуристично – обтекаемый, со сдвоенными фарами, узкой полоской между ними, полосками бамперов по краям кузова. Интересно смотрится центральная стойка, лихо заваленная назад. Пассажирские двери обеспечивали удобный доступ на второй ряд. Салон заканчивался панорамным задним стеклом.
И однообъемником Renault Project 900 назвать нельзя – моторный отсек явно визуально отделен от салона. Задние крылья с небольшими переделками использовали от купе Renault Floride. В итоге получилась весьма авангардная внешность, которая вводила наблюдателей в замешательство – казалось, что машина едет задом наперед, настолько непривычными оказались компоновка и пропорции.
Еще одним сюрпризом стал двигатель, размещенный в заднем свесе. Это была компактная… “восьмерка”! Мотор объемом всего 1,7 л получился путем соединения двух моторов Renault Dauphine, его специально для Renault спроектировал известный гонщик и конструктор Гордини. При этом этот двигатель с водяным охлаждением развивал мощность 80 л.с. – очень неплохо для такого объема в то время. Максимальная скорость предполагалась на уровне 140 км/ч.
С таким двигателем было изготовлено два прототипа. Был собран и третий прототип – с более привычным 4-цилиндровым двигателем от Renault Dauphine. Что любопытно, все три прототипа дожили до наших времен. Внешне прототипы несколько отличались друг от друга – оформлением передней и задней частей, остеклением, формой центральной стойки, колесами.
Испытания показали, что динамические качества машины получились весьма впечатляющими, а вот управляемость оказалась слабым местом. Видимо, сказывались заднемоторная компоновка плюс несогласованные характеристики подвесок. Испытания выявили и еще один недостаток – компоновка не была продумана до конца, спереди было мало места по высоте, и в результате водитель и передний пассажир были вынуждены сидеть чуть согнувшись – а с таким недостатком машине серийное производство не светило. Ну и неудобство погрузки-выгрузки багажа делало машину малопригодной для службы такси, для чего модель изначально и разрабатывалась.
Что интересно, примерно в те же годы во Франции стартовала дизельная версия седана Peugeot 403, а чуть позже — и Peugeot 404. Вот они-то действительно были очень популярны среди французских таксистов благодаря своей экономичности, выносливости и неприхотливости.
Мог ли проект Renault Project 900 стать серийным? Думаю, шансов у него было немного. Очень уж непривычным и футуристичным он получился. К тому же, проект был достаточно сырым. Концепция требовала дополнительной серьезной проработки. Но за смелость идей французы определенно заслуживают похвалы. Лишь четверть века спустя, в 1984 году появился первый минивэн Renault, модель Espace, который можно считать идейным наследником этого интересного проекта 1959 года.
Автор текста: Anderson1977