Найти тему
Кинооператор рассказывает

133. Гигантские лунные пейзажи в фильме "Обратный отсчёт",1968 г.

Американский фильм 1968 года выпуска "Обратный отсчёт" можно было бы и не вспоминать - он довольно скучный и затянутый (там нет напряжения, нет реального конфликта, нет неизвестности), и название не блещет оригинальностью (фильмов с таким же названием, Countdown, снято уже больше десятка), но есть одно обстоятельство: в конце фильма показаны лунные пейзажи, и они действительно масштабны.

-2
-3

У меня даже мелькнула мысль, что это помасштабнее лунных декораций "Аполлона-17".

Кадр из фотоальбома "Аполлон-17"
Кадр из фотоальбома "Аполлон-17"

Сюжет фильма следующий: НАСА в спешке готовит к запуску проект "Аполлон" с тремя астронавтами. Но выясняется, что в СССР готовы запустить человека на Луну уже через четыре недели. За такой короткий срок подготовить "Аполлон" не представляется возможным, и в действие вступает запасной план -«Пилигрим».

Стремясь опередить Советский Союз в космической гонке, НАСА отправляет к Луне одного астронавта в аппарате "Джемини", который переоборудуют в посадочный модуль. Но этот корабль не может взлететь с Луны. Астронавт должен высадиться на поверхность, найти заблаговременно высланный модуль с системой жизнеобеспечения и ждать 10 месяцев прилета корабля «Аполлон».

Капсула "Джемини" на Луне, кадр из фильма "Обратный отсчёт", 1968
Капсула "Джемини" на Луне, кадр из фильма "Обратный отсчёт", 1968

Понятно, что такой самоубийственный план должен был закончиться катастрофой — астронавт прилуняется, но теряет связь с Землей. В фильме мы видим, как астронавт выбирается из капсулы и спускается вниз.

-6

На общем плане видно, что он спускается по стенке космического корабля и этот корабль реально большой. Земля, конечно, впечатана в кадр комбинированным способом, но пространство кадра действительно огромное.

Астронавт спускается по стенке космического корабля
Астронавт спускается по стенке космического корабля

Раньше в американском кино, когда нужно было показать на общем плане, как астронавты спускаются по стенке ракеты на Луну, использовались миниатюры - макеты космического корабля, а роль астронавтов исполняли куколки, например, как в фильме "Место назначения - Луна" ("Destination Moon"), США, 1950 г.

На средних и общих планах мы видим актёров-астронавтов.

Средний план из фильма "Место назначения - Луна", США, 1950 г.
Средний план из фильма "Место назначения - Луна", США, 1950 г.

А когда необходимо показать, как астронавты спускаются вдоль всей ракеты из люка наверху, то в этот момент вместо полноразмерной ракеты показывают макет, уменьшенную копию. Актёров заменяют куколками, которые движутся за счёт покадровой мультипликации.

Дальний план - макет ракеты, на середине прикреплены две маленькие куколки.
Дальний план - макет ракеты, на середине прикреплены две маленькие куколки.

Ракету заменяют макетом высотой чуть больше роста человека, а вместо астронавтов используют куколок на шарнирах.

Эти куколки сами по себе двигаться не могут, поэтому их перемещения снимают покадрово: сняли в одном положении, чуть-чуть передвинули, отсняли другой кадр. И т.д..

Для дальних планов используются маленькие куколки.
Для дальних планов используются маленькие куколки.

И съёмку производят в маленьком павильоне. А в фильме "Обратный отсчёт" показано реально большое пространство. Особенно впечатляет кадр, когда астронавт бродит в поисках спасительного модуля и по дороге встречает советский космический корабль, разбившийся при посадке. Интересно то, что, показывая общий план, камера начинает трансфокатором (зумом) делать укрупнение.

Общий план. астронавт замечает разбившийся советский корабль.
Общий план. астронавт замечает разбившийся советский корабль.

И мы понимаем, что до советского космического корабля действительно большое расстояние - около 100 метров, и горы рядом с ним не из папье-маше, а настоящие.

Укрупнение.
Укрупнение.

Но тут же про себя я отмечаю, что в этом плане, снятом трансфокатором, не видно неба, мы видим только горы. А кадр со звёздным небом появляется чуть позже, и он статичен.

Статичный общий план со звёздным небом.
Статичный общий план со звёздным небом.

Причём звёзды на фоне - это не задник в павильоне из чёрного бархата, на котором светятся автомобильные лампочки. До заднего плана очень далеко - не менее 300 метров. А вот в "лунных" экспедициях НАСА до задника всего 30-40 метров.

Вы, наверное, уже догадались, что в фильме "Обратный отсчёт" лунный пейзаж снимался не в павильоне, как это делало НАСА в миссиях "Аполлон", а на натуре, в гористой местности, источником света являлось настоящее солнце. Кадр специально притемнялся и уводился в сиреневый оттенок, чтоб меньше было ассоциаций с земным пейзажем. А потом в лаборатории комбинированных съёмок на трюк-машине верхняя часть кадра закрывалась маской и вместо неё впечатывалось звёздное небо.

Я высветлил в редакторе один из кадров фильма, чтобы вы увидели, что съёмка происходит в солнечный день на Земле.

Вверху - кадр из фильма, внизу - он же, но высветлен в графическом редакторе.
Вверху - кадр из фильма, внизу - он же, но высветлен в графическом редакторе.

А вот - рабочий момент съёмки этого кадра. На фоне видно светлое небо. Это исходник, на основе которого будет сделан комбинированный кадр.

-15

А это - исходник для другого общего плана. Как видите, горы вдали настоящие. И солнечный свет тоже настоящий.

-16

Потом в лаборатории верхняя часть кадра по контуру гор закроется непрозрачной маской и в это место впечатается чёрное звёздное небо. Маска вырезается и подгоняется под конкретный кадр. Поэтому этот кадр не может менять свою крупность и в кадре не должно быть никаких панорам, кадр должен быть совершенно статичным. А если нужно сделать панораму или отъезд с изменением крупности, то в таком кадре звёздного неба быть не должно. Например, первый эпизод на Луне начинается с отъезда от лапы посадочной опоры и здесь применяется 8-кратный зум.

-17

Когда камера показывает общий план, неба в кадре нет, только горные массивы - делать для комбинированных кадров меняющуюся в масштабе маску очень сложно.

А вот и полноразмерный макет "Джемини", принимавший участие в съёмках этого эпизода.

-18

Как видим, в кино "лунные пейзажи" можно снимать не только в павильоне, но и на натуре в солнечный день, меняя с помощью комбинированных съёмок голубое небо на чёрное. И вот уже много лет в воздухе (точнее, в интернете) витает мысль: а не могли ли работники НАСА поступить таким же образом - отснять лунные пейзажи на земной натуре в гористой или пустынной местности, а потом в лаборатории с помощью маски перекрыть светлое земное небо?

И всё для этого вроде бы имеется. Известно, что НАСА выполняло работы по созданию в пустынных районах Аризоны и Невады больших участков испещрённой кратерами местности, имитирующей поверхность Луны.

Доктор физико-математических наук А.Попов в книге "Человек на Луне? Какие доказательства?" приводит такие фотографии:

Вот как выглядит после проведения взрывов обработанный участок пустыни сверху (илл.5а). Уже неплохой «лунный» пейзаж. А, когда по ходу фильма [ф7] опытная рука мастера накладывает на этот вид лёгкую вуаль, то получается прямо-таки космический вид (илл.5б).
-19

Космонавт К.П.Феоктистов рассказывал:

С аэродрома заехали на базу в Лэнгли, где нам показали тренажер для отработки ручного управления при прилунении. ...Посадочная площадка была сделана «под Луну»: на поверхности из шлака, залитой сверху бетоном, - кратеры, горки и все такое прочее. Имитировались и условия освещения солнцем места посадки. Для этого отработка могла производиться ночью, а прожекторы поднимались и опускались, имитируя различные углы возвышения Солнца над горизонтом Луны.

Итак, "лунный пейзаж" имеется. Осталось заменить в нём цвет неба. А.Попов постарался проиллюстрировать такую замену с помощью простого компьютерного монтажа.

Здесь кадр илл.9а заимствован из «лунного» фильма НАСА [ф8, «На плечах гигантов»]. Стоило на этом кадре «заменить» чёрное небо голубым, как сразу суровый лунный ландшафт превратился в довольно приятный земной пейзаж (илл.9б). Но ведь из земного пейзажа таким же образом можно сделать лунный ландшафт.

-20

Как мы видим, А.Попов описал технологию, которая применялась в фильме "Обратный отсчёт". Могло ли НАСА применить эту технологию при создании своих "лунных кадров"?

Я всё-таки склоняюсь к мысли, что нет. Дело в том, что съёмка на натуре предполагает использование естественного солнечного света и, поэтому, открытого для доступа лучей неба. А на открытом пространстве всегда гуляет ветер. Съёмка же какого-либо, даже самого простого эпизода "лунной эпопеи" может затянуться на несколько дней. И все эти дни во избежание киноляпов песок должен оставаться неподвижным от кадра к кадру. Если по нему прошлись "астронавты" и оставили свои следы, то эти следы должны быть неизменными и дальше, на Луне ведь нет ветра.

Если же съёмку производить на открытой местности, то ветер может просто-напросто размести следы. Одно дело - снимать в горной каменистой местности и совсем другое дело - постоянно демонстрировать в замедленном показе, как с ног "астронавтов" осыпается песок. Расшвыривать песок ногами - это любимое занятие актёров, изображающих лунопроходцев.

А вот что касается подготовки местности, то вполне возможно, что те объекты, которые были придуманы для тренировок как бы на "лунной поверхности", впоследствии применялись и по прямому назначению - там действительно снимались "лунные кадры" аполлониады. Только было это всё огорожено и накрыто сверху крышей.

Если вы начнёте смотреть фильм "Обратный отсчёт" и поймаете себя на мысли, что он развивается слишком медленно и вызывает скуку, промотайте половину из 101 минуты. Вы ничего важного не упустите.

Даже сама студия Уорнер Бразерс (Warner Bros.) безжалостно сократила его почти на полчаса, с 101 до 73 минут для британского релиза.

Но посмотрите обязательно начало. Там реальные кадры с космодрома. А кроме того, вы можете увидеть запуск "Джемини" ракетой-носителем "Джемини-Титан II". И обнаружить в кадре высоковольтные повода, которые мы обсуждали в нескольких предыдущих статьях.

-21
-22
-23

Обратите внимание и на кинотеодолиты, ведущие съёмку старта и полёта ракеты - они реальные.

-24

А скафандры - совсем бутафорские. Вот уже 55 лет прошло с той поры, а у НАСА до сих пор нет "лунного" скафандра. И приходится киношникам изобретать какие-то серебристые накидки вместо скафандра.

-25
-26
-27
-28

Трейлер фильма:

И финал:

-29

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!

*

Уважаемые друзья!

Как вы знаете, я решил выпустить книгу под рабочим названием "Когда США признаются, что не были на Луне?". Издание книги даже относительно небольшим тиражом - вещь очень дорогая. Поэтому на Бумстартере я открыл проект по сбору средств на выпуск книги. Проект продлён до конца июня.

Пока ещё не собрана достаточная сумма. Если у вас есть возможность в это трудное время поддержать мой проект финансово, я буду очень благодарен любой финансовой поддержке.

-30

Ссылка на Бумстартер.
Ответы на вопросы.

1. Самый первый пункт - "Упоминание в разделе "Благодарности". Там вы можете внести ЛЮБУЮ сумму без вознаграждения. Написано "от 300 руб", но вы можете проставить другое значение. Если Вы хотите только поддержать, то можно поставить галочку "мне не нужно вознаграждение", согласен с правилом отказа от него. И Вы просто донатите. И так же в разделе 1000 руб.

2. Если процедуры Бумстартера вам показались слишком сложными, вы можете помочь мне через кошелёк Ю-Мани, привязанный к моему каналу "Кинооператор рассказывает". Возможен перевод с банковской карты. Сумму можно поставить любую.

Благодарю всех, кто помогал мне своими комментариями, вопросами и уточнениями.

ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ВСЕМ, КТО ПОДДЕРЖАЛ ПРОЕКТ!