О конференции в Филипповской школе 13 июня с. г. (по материалам канала Mr.Teacher).
Новую систему школьного образования, не поддержанную властью, в стране Гоголя не создать. Чтобы убедить власть в ее необходимости, нужна реализованная модель в большой независимой школе, созданной миллионером-патриотом и работающая не за деньги.
Соответственно, нужна концепция, построенная на подлинно научной психолого-педагогической, а не на организационной (чиновничьей) основе.
Таковой является концепция "воспитание как мотивирование" академика РАН П. В. Симонова (1987), всемирно известного ученого. Сущность идеи академика состоит в удовлетворении педагогическими средствами (главным образом, креативного свойства) актуализирующихся доминирующих потребностей учащихся (потребностей роста и развития) на всем протяжении их обучения в школе.
Вообще же перспектива общего образования состоит в переходе на самообразование («мотивационно-креативную» систему образования), что можно осуществить и без поддержки власти. Чтобы ее начать осуществлять, надо побудить ученых, согласных с идеей акад. Симонова (она аксиоматична), написать по предметным областям серии учебников-самоучителей, которые и прикончат "принудительно-рутинную" систему школьного образования и самую школу как «отживающее заведение».
Опыт создания таких книг-самоучителей можно изучить на примере книг-самоучителей по валеологии, изданных в СПб с 1994 по 2006 г. г.
Для детей:
Зайцев Г. К. Уроки Мойдодыра;
Зайцев Г. К. Уроки Айболита;
Зайцев Г. К., Насонкина С. А. Уроки Знайки.
Для подростков:
Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: Укрепление организма;
Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: Регуляция психики;
Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: Формирование сексуальности.
Для юношей и девушек:
Зайцев А. Г., Зайцев Г. К. Педагогика счастья: Валеология семьи.
Образцовым самоучителем (учебником жизни) является большая книга Толстого «Круг чтения», цель которой писатель сформулировал в Предисловии «дать большому числу читателей доступный им ежедневный круг чтения, возбуждающего лучшие мысли и чувства».
В заключение для подкрепления сказанного приведем еще одну мысль Толстого:
«Через сто лет отживут все готовые заведения – училища, гимназии, университеты, и вырастут свободно сложившиеся заведения, имеющие своим основанием свободу учащегося поколения» (Толстой).
Проф. Зайцев Г. К.