О влиянии на звук комнаты для прослушивания (КДП) уже понаписано не мало, но ...
... аудиофилы и еже с ними продолжают уповать на нехилые компоненты, упорно игнорируя, что те же кабели и т.п. на реальном звучании сказываются гораздо меньше.
Вместо вступления глянем-ка на постер Pink Floyd Back Catalogue. Звук в подобном помещении будет отвратительным даже с самой крутой (тем паче бытовой) аудио аппаратурой!;)))
При организации грамотной КДП в идеале хотелось бы решить 3 задачи:
1) Обеспечить неискажённое (гулом, эхом) звучание.
2) Максимально ослабить прохождение звука наружу, минимизировать проникновение звука извне.
3) При этом не выкинуть деньги на ветер и не попасть на бабки.
Возможность слушать с желаемой громкостью в любое время суток, конечно, дорогого стоит (во всех смыслах), но обычно в приоритете 1-я и 3-я задачи.
Полное понимание влияния помещения на звучание акустических систем (АС) и даже некоторых усилителей пришло не сразу. Раздвинуло рамки сознания озвучивание спортивных залов и реализация нескольких домашних театров в распальцованных по отделке-наворотам новостройках. Как уже отмечал ранее, лишь немногие АС способны "продавить" помещение (правда, откликаясь гулкими НЧ резонансами в дальних коридорах и у соседей). Большинство АС пляшут под дудку акустических свойств озвучиваемого помещения, легко и мощно гудя на его низкочастотных резонансах. Другая палка о двух концах - реверберация, т.е. СЧ и ВЧ отражения звука от чего угодно: стен, потолков, полок, шкафов. Малая реверберация - звук тих и глух как в гробу, большая - замучает зычное эхо и каша из звуков на СЧ.
Точное измерение реверберации [1,2,3] дюже хлопотно, т.к. зависит от частоты. Увы, бесплатные приложения для смартфонов лишь имитируют сей процесс. Софтины типа REW более полезны, но нужен измерительный микрофон, желательно откалиброванный, т.е. перепроверенный. Меж тем оценить реверберацию помещения на слух довольно просто, достаточно в тишине громко-звонко хлопнуть в ладоши и внимательно послушать эхо. Реверберация для бытовой акустики приемлемая, когда хлопок в ладоши даёт одно слабовыраженное эхо.
В эпоху СССР спортивный зал в прибалтийском Калининграде был переоборудован с минимальными затратами из старого цирка, причем с деревянным куполом. Многократное эхо от ударов мячей было такое, что заглушало все исходные звуки, особенно на трибунах. Массовые аплодисменты вперемешку с голосами давали невообразимый коктейль мерзкой какофонии. Через несколько часов пребывания в такой "музыкальной шкатулке" буквально ехала крыша.В советское время дома (да и на работе) было популярным "звукоизолироваться" с помощью приклеиваемых к стенам и потолку ячеистых упаковок для яиц, внутрь которых набивали минеральную вату. В результате комната приобретала вид студии звукозаписи ;)))
Отражённые звуки это одна "песня", а резонансы самого помещение уже совсем другая, хотя меломану от этого не легче. Разделение проявления волнового "дуализма" происходит на так называемой частоте Шрёдера [3]. Любое не заглушенное помещение обладает собственными резонансами, выраженными на низких частотах: между длинными стенами, между короткими, между полом и потолком. И у каждого резонанса есть свои (кратные) моды: 2я, 3я и т.д. 1й модой принято считать полуволну резонанса. Упрощённо говоря, когда высота потолка 3.3 м, то разделив скорость звука в воздухе (330 м/с) на удвоенное (полуволна же) характерное расстояние (2х3.3=6.6 м), получим для 1й моды значение 50 Гц. Вторая мода этого резонанса 100 Гц, третья 150 Гц и т.д. Точный расчёт более сложен, т.к. низшие моды соответствуют осевым волнам (>50% излучаемой энергии), средние - тангенциальным, высшие - косым, причем затухание волн сильнее в обратном порядке из типа.
Если преимущественно озвучиваемая частота (в том числе настройки ФИ, или выпуклости в АЧХ АС) точнёхонько попадает в резонансы помещения, то получите сильный гул АС, особенно выраженный при повышении громкости. Совпадение с высшими модами резонансов тоже дает гул , но уже в меньшей степени. Если же помещение заглушено мягкими диванами, пушистыми коврами, настоящими книгами, тяжёлыми гардинами и т.п., то резонансы демпфируются и поэтому проявляются меньше, и АС не подгуживают. Полки, частично заполненные книгами, по сути являются диффузорами Шрёдера. Конкретная "копеечная" рацуха: шторы шире чем окно/стена раза эдак в 2 , и когда постоянно собраны гармошкой - отличная "ловушка" СЧ и ВЧ ;)))
Коридор, кухня и т.п. могут выступить резонатором. Например, если за окном на улице газует грузовик, то внутри маленькой комнаты, имеющей резонанс на частоте мотора, звук тут будет более мощным, чем на самой улице. Другой пример, некая квартира напротив московской мега ТЭЦ оказалась резонатором и в ней жильцы офигивали даже с закрытыми окнами, хотя в соседних было вполне сносно. Так что подзаглушенная КПД еще не гарантирует тишины в спальне.
Если из-за многократных переотражений звука (от стен и т.п.) возникает стоячая волна, то в местах, где её амплитуда максимальна, образуется так называемая пучность. Походите по своей комнате, наверняка найдёте точки, где бас звучит мощнее, даже если выраженного гула нет;))) Для софтового плеера foobar2000 есть бесплатные плагины коррекции. Однако править акустику помещения в цифре это последнее дело, типа, пить Боржоми, когда почки запели романсы.
В новой просторной квартире лично у меня вся старая аудио аппаратура что-то пригрустила))) Но то дело поправимое, еще "I'll Meet You At Midnight";))) В прежней в кирпичном доме, с деревянным полом, поверх которого линолеум на войлоке, потолком с наклеенными пенопластовыми плитками и открытыми книжными стеллажами звучало всё (!!!) намного лучше. "Демпфирование" стопками старых журналов S&V вперемежку с книгами как всегда выручило, прибрав отражения, но с остальным всё гораздо сложнее.
Звукоизоляция - вообще отдельная тема. Прохождение звука через стены (потолок, пол) это одно, а отражение звука от стен (пола, потолков, мебели) это совсем другое! Разные физические процессы;))) Соответственно, разные материалы и способы коррекции помещения. А если и то и другое в одном флаконе - существенная потеря жилой площади. Чудес не бывает. Когда акустическое сопротивление (плотность среды умноженная на скорость звука) двух сред одинаковое, то звук проникает без потерь, т.е. стыка не замечает. Рассеяние звука - совсем из другой оперы. Вот когда ладони складываете рупором, ваш голос лучше/громче долетает?) Ну да, потому что по пути направленный звук меньше рассеивается. Но при типовой "заглушке" главное рассеять отраженный звук.
А чтобы до соседей ваши музыкальные экзерсисы доносились потише (или издаваемые ими звуки вам было меньше слышно), при минимальных собственных затратах следует заглушить прохождение волн хотя бы в определённой полосе средних частот. Искренне советую познать матчасть, изложенную на популярном уровне [4].
Наиболее эффективны мембранные поглотители - конструкции имеющие большую площадь и массу (2,2 х 1,5 х 0,3 м. весом 120-160 кг.). Рассчитываются конструкции под конкретное помещение и под конкретные условия. В студиях такие конструкции размещаются за декоративной тканевой обшивкой и занимают практически всю площадь стен и потолка.Вообще любые массивные и большие по площади предметы так или иначе взаимодействуют с низкими частотами. Какие-то могут поглощать (например, большой диван или шкаф), а какие-то могут начать “подпевать”, входя в резонанс.[3]
Конкретные советы по звукоизоляции/коррекции помещения проблематичны, т.к. необходима разработка проекта (совместно с дизайнером) еще на этапе продумывания отделки или капремонта помещений!!!!! На глазок, без специалиста, по наитию, слепо копируя и т.д. - кому-то может повезти, но скорее всего нет - например, резонансы-стояки не уйдут, хотя частная звукоизоляция будет достигнута. А за бесплатно вам будут лишь впаривать рекламу чудодейственных "кардинально звукопоглощающих" материалов;))) Впрочем, возможно кто-то по щедрости душевной поделится своим удачным опытом, но еще не факт, что найденное случайно решение подойдёт для вас, т.к. акустика - дело тонкое.
Универсальных материалов, которые бы имели одинаково высокое поглощение сразу во всём звуковом спектре, не существует. Например, именно поэтому применение «пирамидки» в качестве единственного материала не может решить всех акустических задач в помещении. [3]
Улучшить (сделать правильным) звучание аудио аппаратуры в помещении - задача, которая неплохо решается сподручными средствами, но только в квартирах без модного нынче минимализма интерьера. При наличии последнего ради хорошего звучания придется раскошелиться на акустическую подготовку помещения. Здесь манипуляции с одиночными ковриками, якобы чего то там делающими со звуком, и прочие хитрости-уловки, как и заклинания - путь в некуда.
Как известно, хотите прибавить баса - ставьте АС вдоль короткой стены, в углы. Это правило работает железно. Да, бас из углов прёт мощнее, но его чёткость (панч) чаще оставляет желать лучшего. На практике в российских условиях частенько приходится АС размещать там, где место осталось, борясь с резонансами народными методами типа затыкания ФИ драными носками.
Возвращаясь к звукоизоляции. Современные монолитные дома славятся своей рекордной слышимостью (даже хрущовско-брежневские "панельки" гуманнее). Тут важно прежде всего "вычислить" стены жёсткости !!! Оные как правило сделаны углом, их наращивают поэтажно заливкой бетона в арматуру, ведя из фундамента. Эти довольно толстые стены из особого сверхплотного бетона сами по себе неплохо глушат звук, но (!) если в них его не "вкачать". Горизонтальные перекрытия и балки из ЖБ изумительно проводят звук и прекрасно его "ловят". Обалденно проводят звук и межкомнатные стены из пазогребенчатой плиты. Перекрытия и "тонкие" стены при сочетании ряда факторов могут передавать звук в стены жесткости. Плавающий (изолированный и от стен) пол - решение верное, но недешёвое, и 15-25 см съест. Глушить же стены жесткости разумно в последнюю очередь, когда иные средства исчерпаны.
Реально изолировать прохождение/проникновение НЧ - очень накладно, т.к. эффект максимален при толщине звукоизоляции, равной длине длины, да еще если в полном коконе, иначе по железобетону звук все равно пройдёт. (поэтому в безэховых камерах применяют клинья). Особенно задача усложняется с внедрением мощного сабвуфера.
Трифоник позволяет уйти от основного резонанса помещения, сделав частотную дырку при стыковке саба, т.е. понизив частоту среза. Однако разыскать музыкальный сабвуфер именно для вашего помещения (как правило, спонтанно/случайно акустически подготовленного) - та еще задача... В суете сует и томлении духа полезно послушать "Money for nothing", лучше на неноводельном виниле, или хотя бы в цифре в версии Original Master Recording от той же MOFL, или в многoканале SACD, ощутив пятками 28 Гц на "The Man's Too Strong" - если саб позволит, конечно;)))
За десятилетия много чего прошло... Прослушал по разным уголкам и холлам-залам еще больше, в том числе с негуманными ценниками. Понравилось как озвучивает не только вокал некая нехилая по размерам английская стерео пара, но чтобы оная (между прочим, за полтора ляма с гаком) полноценно заиграла, надо построить специально не мелкий загородный дом придачу. "Где деньги, Зин?") "Доцентам с кандидатами" столько покамест на Родине Ломоносова не платят(((...
Помнится, в "Пульте" помещение для прослушивания (еще в подвале многоэтажки у общаг МИФИ) оказалось переглушенным по реверберации, т.е. вышло фактически студийное для записи голоса с микрофонов. В типичных домашних помещениях все приобретенные АС звучали существенно иначе. Ошарашенные покупатели недоуменно чесали репу, продавец прикидывал недополученную прибыль;)
ЗЗЫ
[1] https://docs.cntd.ru/document/1200108153
[2] http://asm-tm.ru/wp-content/uploads/2014/05/Measurements_in_Building_Acoustics.pdf
[3] https://waveforum.ru/biblioteka/akustika-domashney-studii#4Shreder
[4] Шум. Книга Р. Тэйлора 1978 год.pdf
[5] https://www.sleazemag.com/lifestyle/panorama/nach-der-stillen-treppe-komm-nun-der-stille-raum/