Теперь звук делают всего 3 "вещи": акустическая система, помещение прослушивания и качество записи.
Вклад помещения прослушивания уже обозначен, по влиянию и секретам качества записи тоже прошлись изрядно, а роль акустической системы (АС) давно разобрана по косточкам кому не лень. Отмечу лишь, что из всех аудио компонентов наибольшие искажения приходятся именно на АС.
Остальные компоненты, будучи сами по себе достаточно качественными, заметно влияют на звук лишь при явных косяках их сочленения-стыковки!!! Или же в экстремальных случаях, например, когда конструкция "составных частей" ну очень специфична, длина акустических кабелей достигает нескольких десятков метров и т.п. "Стоп!" - скажет бдительный аудиофил честняк, - "достаточность качества звучания абстрактна". И будет по своему прав. Как поётся в бородатом шлягере, "мне всегда по хорошему мало";))). Меломанам проще: они верят указанным техническим параметрам, и достаточность качества им не давит на мозоли, возрастая естественным путём по мере финансовых возможностей, как правило необременительно. А вот аудиофилам не позавидуешь: став заложниками своих сугубо субъективных оценок качества звука, в поисках заветной синергии эти люди подсели на перманентное обновление всех составляющих своего сокровенного "сетапа" - предмета гордости владельца и зависти окружения.
В науке физике для успешного решения поставленной задачи сначала следует создать-прикинуть корректную математическую модель, которая достаточно точно описывает главные свойства исследуемого объекта и отбрасывает-нивелирует второстепенные. Так называемые величины второй степени малости лишь усложняют искомую модель, зачастую приводя к бесчисленным попыткам-итерациям, а то и вовсе делая задачу нерешаемой. Итак, если отбросить второстепенное, то задача нахождения желанного звучания значительно упрощается, в том числе в финансовом плане.
Роль источника раньше была критичной, но сейчас свелась к минимуму. Бонусное как бы аудио, встроенное в материки и т.д., разумеется, не в счёт, как и "копеечные" проигрыватели грампластинок, прежде всего новодельные. Хайрезный плеерок стал подъемным по цене, брутальные стотысячники лишь прибавляют веса (во всех смыслах) и микронюансов звучанию. Теперь даже у многих расхожих смартфонов на выходе для наушников вполне приличный звук, которому порой не хватает разве что неискажённой мощности.
Усиление тоже утратило былую важность, благо современные технологии позволяют делать даже недорогие АС с легким импедансом, практически резистивным на большей части частот. В случае "удобного" как для АС, так и для усилителя импеданса регулировки тембра уже не столь актуальны, достаточно тонкомпенсации на малой громкости. Кстати, при тестировании полезно измерять EPDR (эквивалентное пиковое сопротивление рассеянию) - на основе данных об импедансе и фазе вычисляется "комплексный" импеданс, который показывает, какую эквивалентную нагрузку будет воспринимать тракт усиления [*].
Усилитель, как интегральник, так и мощник преда, волей не волей превратились в тривиальный "увеличитель-умножитель" амплитуды сигнала (утрирую, конечно, но не убивая сути). Набирающий популярность совершенствуемый класс D тому доказательство, пусть мощность вкачивается амплитудной модуляцией. При выборе усилителя осталось лишь учесть, какой у АС импеданс, принимая во внимание желаемую неискажённую громкость. Если же зудит слушать с громкостью как на современной дискотеке или рок концерте ("соседи вешайтесь, подонки"), то придётся раскошелиться. Запас по неискажённой мощности (типа, для пущей динамики) - вещь полезная, но не дешёвая. Желающих врубиться в усиление звука отсылаю к матчасти [1].
Брать пыльные тяжеленные усилители из 70-х имеет смысл ради класса "А" (морально будучи готовым к печке, потребляющей поболе 500 Вт), или из начала 80-х по причине отдельной регулировки тембра на СЧ, или настройки частот среза ВЧ и НЧ тембров. Любопытно, нонешние скромные по мощности стерео усилители в классе "А", выполненные по схеме JLH (Джон Линсли Худ) 1969 года, вовсю продаются на Али, причем в симпатичных корпусах;))) Немало и самоделок и у нас.
Когда АС сконструирована грамотно и изготовлена качественно, то адекватно будет звучать практически с любым усилителем соответствующей ценовой категории. Тогда как шибко компромиссные конструктивно, перемудрёные и корявые АС, как правило, капризны к усилению. При этом характер звучания в большей мере определяет именно АС!!!!! А так как слух у людей (аудиофилы, как выясняется, тоже люди) очень сильно отличается, то и производятся совершенно разные по звучанию АС!!! Ну а на вкус и цвет товарища нет: без учёта персональных особенностей слуха советы и рекомендации по выбору аудио аппаратуры бессмысленны.
На форумах плодятся-повторяются назойливые советы новых покупок. Например, "замените свой усилитель на такой то, он лучше контролирует бас" - аудиофильская байка из киносерии вечного блуждания в потёмках. Как усилитель может что-то контролировать в АС без электро-акустической обратной связи? Как??? В реальности же втуляемый усилитель прогибает свою АЧХ на НЧ с низкоомной нагрузкой, как следствие, гудёж в конкретном помещении поменьше!). Конечно, коэффициент демпфирования играет роль, но с некоторых пор актуален лишь у ламповых усилителей.
Не исключены "магические", пока еще не объяснённые измерениями сочетания акустических систем (аль наушников) с усилителями, дающие заветный звук...Измерять пока наука далеко не всё способна, к тому же трактовка результатов многих измерений - дело тонкое, и без настоящего специалиста - гиблое.
Перепробовав за многие году тучу аудио аппаратуры, заметил странную особенность: чем дороже современный аудио компонент, тем больше вероятность сложной/неоднозначной сочетаемости с другими кусачими собратьями. Например, мощнейший по выходу портативный плеер Astell&Kern (астрономической цены) не очень подружился с мегачувствительными наушниками Audio-Technica ATH-W5000. Причем оба экземпляра были приобретены живьём в Японии, так что подделка или брак исключены.
Раньше графики АЧХ и КНИ приводили даже в рекламных проспектах, а теперь ни у кого из производителей (да и у многих тестеров) не допросишься. Разве что Yamaha для топовых моделей в мануалах ближе к концу вставляет маленькую картиночку. Ну и как без АЧХ подобрать АС под индивидуальный слух? Метаться по прослушкам, как та собака, для которой семь вёрст не крюк?;)))
By the way, по стандарту АЧХ измеряется строго на расстоянии 1 метр аккурат напротив "пищалки". На 2-3-4-5 метрах частотный отклик будет иной, сложно завися от точки размещения микрофона в помещении, но методики есть, например, у stereophile.com . Отмечу, "дальнобойность" у разных СЧ и ВЧ динамиков существенно отличается, направленность тоже, поэтому в типичном месте прослушивания получаем разношерстную частотку, тем не менее, стандартная АЧХ является отправной точкой, базой для сопоставления.
Теперяча апологеты Hi-Fi и тем паче Hi-End презирают регулировки тембра (якобы теряется замысел режиссёра), воплями предавая остракизму любые прикосновения к любым регулировкам кроме громкости, а зря - в каждой реально профессиональной аппаратуре сполна разнообразных настроек (включая коррекцию под АЧХ помещения). Понятно, крутить таковые лучше с умом. Однако почему под раздачу попала тонкомпенсация, позвольте поинтересоваться? Как без оной подстроиться под специфику слуха любого человека при звучании АС на малом и большом уровнях громкости??? (см "кривые равной громкости"). А-а-аа! За счёт тонкомпесирующего регулятора громкости в крутом усилителе? Так это же намного дороже встанет!!!))) Более того, без регулировки тембра намного сложнее подобрать АС под усилитель, в том числе состыковать с помещением. А многочисленные/бесконечные итерации покупок при выборе АС и усилителя понятно кому на руку.
Самое убийственное в бытовой аппаратуре - технологический разброс параметров при изготовлении на заводах. Динамики, колонки, усилители и даже плееры - всё имеет свой разброс. Оный - мега тайна производителя (для ориентира: как вам "коридор" ОТК аж в 10 дБ?). Очень велика вероятность, что вам достанется кривоватый продукт с края технологического разброса, а приятелю нормальный, с "центровыми" параметрами. Грешат этим даже крутейшие бренды. Например, перемеренные коробками наушники Beyerdynamic, причем топовых моделей, для чуткого слуха оказались звучащими шибко по разному. Не исключено, сказалась специфика завоза в Россию, но велика вероятность, что подобное не единичный случай. Поэтому выборочные по единичным экземплярам тесты даже с измерениями дают лишь ориентировочную информацию. Перед приобретением разумно прослушать конкретный экземпляр, дабы потом мучительно не метаться в поисках причин. Возможно, Hi-End ценою в лямы делают с ничтожным технологическим разбросом, но что-то никто из производителей свои технологические карты не выкладывает.
Вообще, у каждой фирмы, как крутой мировой, так и только пробивающей себе дорогу, выпускаются на рынок откровенно неудачные модели, причем попаданий даже не в 10-ку, а рядышком - намного намного меньше. Так было, есть и, наверное, будет. Парадокс? А вот "No women No cry" Боба Марли хороша в любой перепевке ;)))
Еще один важнейший аспект, остающийся за кадром в красочных обзорных "тестах" глянцевых изданий - качество электросети!!! У меня глаза на лоб полезли, когда сигнал из городской домашней розетки на экране осциллографа (через делитель!) дал меандр с пиковой амплитудой 240В. Формально ГОСТ не нарушен (220В+/-10%), но ведь не синус же, а меандр, причем почти прямоугольный! Т.е. все паразитные квази-гармоники через питание, как пить дать, полезут дальше. После чего подключив аудио аппаратуру к ИБП с генерацией ровного-чистого синуса 220В в аккумуляторном режиме не удивился ощутимому приросту качества звучания;))). Причем меандр электропитания трансформатором не исправляется (тем паче кабелями-шнурками, хотя и баснословными по цене), не спасает и дорогущий ИБП с в двойным преобразованием. Единственное, что достигается подручными средствами, это снижение амплитуды, например, с помощью ЛАТР соответствующей мощности. Так, прижав амплитуду с 240В до 220В, добился того, что сабвуферы перестали выходит из строя.
... tastes differ, а достижение реалистично-аутентичного звучания - это процесс бесконечный. Как и постижение абсолютной истины;)))
Примечательно, лучшее что было сделано в нашей стране из электроакустики так и или иначе произросло из "оборонки" (достаточно вспомнить хотя бы "МОРФИЗПРИБОР" и линейку "Корвет"). Может, сейчас настала пора нам без склок возродить былые аудио потуги? Понятно, про величие говорить не приходится: умение делать качественные продукты не дорогими - это особое искусство. Или лучше замутить для себя какой-нибудь ЗРК С-1000, продавая по всему свету С-400 , а на вырученную валюту покупать всю "бытовуху" ???)))
PPS
[*] https://www.stereophile.com/reference/707heavy/index.html
[1] Селф Д. Проектирование усилителей мощности звуковой частоты. Третье издание.– М.: ДМК Пресс, 2009.– 536 с.: ил.
[3] МРБ-0901 Эфрусси М.М. Слуховые аппараты и аудиометры. М.: "Энергия", 1975.