Найти в Дзене
Татарский Мир

Церковно-приходские школы и миссионерские школы по системе Н.И. Ильминского у татар-казаков

Начало см.: Как обучались татары-казаки Оренбургского казачьего войска Создание данной системы «инородческого» просвещения в последней трети XIX в. связано с именами Н. И. Ильминского и Василия Тимофеева (священник), которые развернули сеть миссионерских школ в Поволжье и Приуралье в соответствии с «Правилами о мерах к образованию населяющих Россию инородцев», утвержденными 26 марта 1870 г. и установившими правовые основы правительственной школьной политики в Казанском и Одесском учебном округах. Система обучения Н. И. Ильминского была признана официальным курсом для обучения основам христианства и русскому языку для нерусских народов империи, исповедующих православие. Первой татаро-кряшенской школой в Оренбургском крае, функционировавшей по системе Н. И. Ильминского, стало открытое в 1871 г. воспитанником Казанской центральной крещено-татарской школы (далее КЦКТШ) Игнатием Тимофеевым миссионерское училище в пос. Фершампенуаз, в которое в первый же год поступили на обучение 60 детей.

Начало см.: Как обучались татары-казаки Оренбургского казачьего войска

Создание данной системы «инородческого» просвещения в последней трети XIX в. связано с именами Н. И. Ильминского и Василия Тимофеева (священник), которые развернули сеть миссионерских школ в Поволжье и Приуралье в соответствии с «Правилами о мерах к образованию населяющих Россию инородцев», утвержденными 26 марта 1870 г. и установившими правовые основы правительственной школьной политики в Казанском и Одесском учебном округах. Система обучения Н. И. Ильминского была признана официальным курсом для обучения основам христианства и русскому языку для нерусских народов империи, исповедующих православие.

Нагайбаки. Начало XX в. Архив музея села Париж. Фото:  С. Ю. Белоруссова. Состояние пограничья в нагайбакской этноистории, культуре и родстве// Tractus Aevorum 6 (1). Весна/Лето, 2019
Нагайбаки. Начало XX в. Архив музея села Париж. Фото: С. Ю. Белоруссова. Состояние пограничья в нагайбакской этноистории, культуре и родстве// Tractus Aevorum 6 (1). Весна/Лето, 2019

Первой татаро-кряшенской школой в Оренбургском крае, функционировавшей по системе Н. И. Ильминского, стало открытое в 1871 г. воспитанником Казанской центральной крещено-татарской школы (далее КЦКТШ) Игнатием Тимофеевым миссионерское училище в пос. Фершампенуаз, в которое в первый же год поступили на обучение 60 детей. Кроме духовных и светских дисциплин, преподававшихся в других начальных учебных заведениях татар-кряшен, большое внимание в среде нагайбаков уделялось физическому воспитанию и военной науке. Детей нагайбаков учили строевой подготовке, военным песням, рассказывали о военной истории казаков. Активная деятельность И. Тимофеева и других воспитанников КЦКТШ, направленных Н. И. Ильминским в Оренбургский край, способствовала тому, что за сравнительно небольшой срок среди нагайбаков появилось достаточно много лиц, получивших начальное образование.

В общей сложности во второй половине 70-х гг. XIX в. в Оренбургском казачьем войске была создана 21 «инородческая» школа, в том числе и в поселениях нагайбаков в пос. Фершампенуаз, а также в поселках Парижский и Остроленский. Все это делалось для того, чтобы нагайбаки лучше понимали русскоязычное население войска не только в быту, но и во время службы в составе полков первой очереди. В целом, татары-казаки отреагировали на данные преобразования положительно. Наиболее крупные отчисления из своих общественных фондов на народное образование в конце XIX в. производили казаки станиц Каменноозерная (30,8 %, в нее входил пос. Нежинский) и Верхнеуральская (29,3 %, поселки Кассельский, Остроленский).

Младший урядник 16 ОКП нагайбак Сафронов Павел, Верхнеуральская ст., 1917 г.
Младший урядник 16 ОКП нагайбак Сафронов Павел, Верхнеуральская ст., 1917 г.

На начальном этапе некоторые школы татар-казаков подвергались оптимизации, которая заключалась в закрытии и переводе школ в другие места. Наличие у нагайбаков миссионерских и казачьих школ привело к тому, что их функции порой дублировались. Поэтому уже в 1889 г. братские (миссионерские) школы пос. Нежинский и станицы Ильинской вошли в состав казачьих местных школ.

Существенное расширение сети учебных заведений нагайбаков произошло «в начале ХХ в. с учреждением особого благочинного округа и Преображенского миссионерского стана (1901 г.)». На 1904 г. в Оренбургской губернии функционировали 16 поселковых школ, 4 миссионерских и 1 школа грамоты, где обучались 596 учеников и 432 ученицы из нагайбаков.

Таким образом, обучение татар-казаков на начальном этапе проходило в медресе и мектебе при мечетях и школах при церквях.

Впоследствии система обучения реформировалась и приобрела окончательный вид у мусульман в виде модели джадидистского обучения. У нагайбаков первоначальные миссионерские школы перестали функционировать в конце XIX в., а в некоторых случаях объединены с местными казачьими в этот же период времени. Местная элита татар-казаков – офицерские дети – получали престижное образование, обучаясь в Неплюевском кадетском корпусе и Оренбургском казачьем юнкерском училище. Основная масса татар-казаков обучалась в местных медресе и поселковых школах. Огромную роль в получении необходимых знаний для казачат играл местный мулла, уровень знаний которого предопределял, насколько грамотным и дельным будет подрастающее поколение.

Рустем Аминов

Подробнее см: "Мәгариф", №4 ( май), 2022.