Найти в Дзене
Разноцветные грани

Рафаэлевская "Мадонна в кресле" в копиях и на картинах художников

Какое произведение Рафаэля вы считаете лучшим? Я, как, наверно, многие, полагала таковым "Сикстинскинскую мадонну". Видимо, эта картина является наиболее известным произведением великого итальянца. А вот недавно я прочитала сразу в нескольких местах, что многие искусствоведы вершиной его творчества считают "Мадонну в кресле".

Рафаэль Санти. Мадонна в в кресле (итал. Madonna della seggiola). Около 1513-1514 гг. Холст, масло. 71 x 71 см. Палаццо Питти, Флоренция
Рафаэль Санти. Мадонна в в кресле (итал. Madonna della seggiola). Около 1513-1514 гг. Холст, масло. 71 x 71 см. Палаццо Питти, Флоренция

Картина была написана во время проживания художника в Риме. Наряду с "Сикстинской мадонной она относится к числу немногих картин этого периода, написанных мастером без помощи учеников.

Вот какое описание "Мадонны в кресле" дано в Википедии:

На картине изображены Дева Мария, обнимающая младенца Христа, и взирающий на них с благоговением юный Иоанн Креститель. Строгой геометрической формы и линейной перспективы, свойственных ранним мадоннам флорентийского периода, «Мадонна в кресле» не имеет. Использование более тёплых красок позволяет предположить о влиянии на работу Тициана и соперника Рафаэля Себастьяно дель Пьомбо.

Рафаэля можно назвать "мастером мадонн", так как он создал более сорока картин, посвященных этой теме. Все они разные, все прекрасны. Но "Мадонну в кресле" специалисты выделяют особо. Эрнст Гомбрих отмечает, что мастер сумел соединить в гармоничное целое круговую схему композиции (тондо) с натуральностью и нежностью материнских объятий, и при этом единству картины нисколько не мешает то, что взгляды Мадонна и младенца направлены прямо на зрителя.

Паола Волкова говорит об эмоциональности и духовности картины, совершенстве композиции и усматривает в ней спираль в три с половиной оборота — космический знак, знак построения Вселенной.

-2

C Паолой Волковой можно как соглашаться, так и спорить. Несомненно одно: "Мадонна в кресле" — одно из самых прекрасных изображений Девы Марии с младенцем.

Закономерно, что "Мадонна в кресле" обратила и продолжает обращать на себя внимание художников, служит для них образцом. Например, Огюст Ренуар во время пребывания во Флоренции в 1881 году записал в своем дневнике:

«Я слышал великолепные отзывы об этой картине («Мадонна делла Седиа») и хотел посмотреть на нее, чтобы, во-первых, удовлетворить свое любопытство, а во-вторых, составить собственное мнение о ней; однако увиденное превзошло все мои ожидания. Эта выразительная и весьма приятная для глаз работа не поддается никаким сравнениям и оценкам».

Неудивительно, что многие художники, пытаясь лучше понять шедевр, копировали "Мадонну в кресле", а другие включали её изображение в свои работы. Некоторые из таких работ и копий я хочу сегодня представить здесь.

Начать хочу с копии Николая Михайловича Плюснина, художника, который с 1875 года (ему тогда исполнилось 27 лет) до самой своей смерти в 1920 г. жил и работал в Екатеринбурге. К сожалению, фото копии не очень качественное, с бликами от освещения в музее, но другого найти не удалось.

Фото копии картины Рафаэля, выполненной Н.М. Плюсниным. Источник: http://www.museum.ru/N34255
Фото копии картины Рафаэля, выполненной Н.М. Плюсниным. Источник: http://www.museum.ru/N34255

Привести эту копию мне хочется для того, чтобы напомнить о человеке, много сделавшем для просвещения и образования жителей Урала. Он работал учителем рисования и черчения в женской гимназии и в Епархиальном училище, был руководителем курсов рисования для рабочих Верх-Исетского завода. Частные уроки у Николая Михайловича брал Леонард Туржанский, ставший впоследствии известным живописцем. Плюснин был членом УОЛЕ (Уральского Общества Любителей Естествознания) и являлся одним из организаторов художественного отделения музея УОЛЕ, куда передал часть своих работ.

В то время возможность поехать за границу и увидеть работы мастеров в оригинале была лишь у состоятельных людей, а большинству недоступны были даже репродукции: Интернета не было, печатные издания об искусстве были дороги и малодоступны, да и репродукции в них были, как правило, чёрно-белые, выполненные по копиям-гравюрам. Поэтому копии, выполненные художниками-профессионалами (а Плюснин закончил Императорскую Академию Художеств в Санкт-Петербурге) давали возможность жителям провинции составить представление о мировых шедеврах.

Этой же цели служила и копия, выполненная в первой четверти XIX века неизвестным художником, находящаяся сейчас в доме-музее декабриста М.И. Муравьева-Апостола в городе Ялуторовске Тюменской области. Картина была передана музею в 1991 г. Всероссийским художественным научно-реставрационным центром им. академика Игоря Эммануиловича Грабаря.

Источник: https://kultura-to.ru/new/index.php/yalutorovskij-muzejnyj-kompleks/item/22740-eksponat-dnya-madonna-rafaelya-santi
Источник: https://kultura-to.ru/new/index.php/yalutorovskij-muzejnyj-kompleks/item/22740-eksponat-dnya-madonna-rafaelya-santi

В отечественных музейных собраниях имеется несколько копий "Мадонны делла Седия", выполненных разными художниками в разное время. Копия, находящаяся сейчас в Массандровском дворце в Крыму, выполнена на меди. Художник, к сожалению, неизвестен. Копия прекрасно передаёт композицию и цветовое решение оригинала. Вместе с тем, здесь у Иоанна Крестителя отсутствуют крест и нимб, черты лица Мадонны резки и угловаты, а общий тон картины пригушен по сравнению с оригиналом.

Источник: https://worontsovpalace.org/kartina-madonna-v-kresle/
Источник: https://worontsovpalace.org/kartina-madonna-v-kresle/

Копий было создано множество, десятки, если не сотни и тысячи — художниками из разных стран, живших в разное время.

Много было создано и гравюр. Приведу здесь репродукции двух из них.
Первую между 1597 и 1612 годами создал
Саделер Эгидиус младший (около 1570 - 1629) — представитель известной династии граверов Саделеров, игравшей доминирующую роль в европейской графике конца XVI - начала XVII веков.

Гравюра Саделера Эгидиуса младшего
Гравюра Саделера Эгидиуса младшего

Вторая гравюра выполнена итальянским гравёром Антонио Перфетти (Antonio Perfetti, 1792-1872), который с 1835 года был директором Школы гравюры во Флоренции и совместно с учениками создал множество гравюр для Флорентийской галереи.

Гравюра Антонио Перфетти
Гравюра Антонио Перфетти

Создание гравюры — кропотливый труд, требующий от мастера внимания и терпения. И немало времени. Поэтому, хотя гравюр по картине Рафаэля было создано довольно много, их число существенно меньше количества живописных копий.

А теперь давайте рассмотрим несколько картин, в которых "цитируется" "Мадонна в кресле".

Нашли "Мадонну" на приведённой ниже репродукции? Она слева. :)

Иоганн Цоффани. Трибуна Уффици. 1772-1777 гг. 123.5 x 155 см. Королевская коллекция британской королевской семьи, Виндзорский замок
Иоганн Цоффани. Трибуна Уффици. 1772-1777 гг. 123.5 x 155 см. Королевская коллекция британской королевской семьи, Виндзорский замок

Иоганн Цоффани (Johann Zoffany; 1733-1810) — немецкий художник-неоклассик, большую часть жизни работавший в Англии. По поручению Георга III и с его денежной поддержкой Цоффани в отправился в Италию и написал во Флоренции вид трибуны музея Уффицы со всеми находящимися в ней картинами, в том числе, рафаэлевской "Мадонной в кресле".

Изображение "Мадонны в кресле" присутствует и на картине Уильяма Тернера "Вид на Рим из Ватикана".

У. Тёрнер. Вид на Рим из Ватикана. Рафаэль в сопровождении Форнарины готовится к оформлению Ватиканской ложи.  1820 г. Холст, масло. Галерея Тейт. Лондон
У. Тёрнер. Вид на Рим из Ватикана. Рафаэль в сопровождении Форнарины готовится к оформлению Ватиканской ложи. 1820 г. Холст, масло. Галерея Тейт. Лондон
Фрагмент картины У. Тернера
Фрагмент картины У. Тернера

На нескольких своих картинах "Мадонну в кресле" разместил Жан Огюст Доминик Энгр, высоко ценивший Рафаэля.

Жан Огюст Доминик Энгр. Рафаэль и Форнарина. Около 1814 г.
Жан Огюст Доминик Энгр. Рафаэль и Форнарина. Около 1814 г.

Одна из таких картин — "Рафаэль и Форнарина", где на стене мастерской Рафаэля размещено тондо с "Мадонной в кресле". Рафаэля Энгр нарисовал на основе автопортрета, хранящегося в галерее Уффици, а вид из окна на Ватикан заимствовал у Микеланджело. Всего существовало шесть авторских реплик картины, самый значительный вариант из них сейчас находится в Гарварде, в музее при одноименном университете. Ещё один вариант хранился в Рижском художественном музее. Но в годы войны несколько картин из этого музея были похищены, и обнаружить их до сих пор не удалось. Среди похищенных оказалась и картина Энгра.

В 1978 году на экраны вышел фильм режиссёра Алоиза Бренча «Ралли». Признанный мастер остросюжетного жанра снял спортивный детектив, чтобы помочь рижским музейщикам найти следы похищенного шедевра.
Об этом фильме подробнее можно прочитать
здесь. Увы, фильм не помог вернуть картину.

Больше пяти веков прошло с тех пор, когда Рафаэль написал свою "Мадонну в кресле". И до сих пор этот шедевр привлекает внимание, вдохновляет на творчество. Уверена, что и в будущем художники будут посвящать картине мастера эпохи Возрождения свои работы.

А ещё мне хочется порекомендовать два канала, на которые я подписана и, что самое главное, публикации на которых всегда читаю с большим интересом. Жаль только, что авторы пишут не очень часто. Итак, советую посетить:
Живопись. Фотография

Заметки художника