Найти тему
Вечерний Лошманов

«Цветочки» Константина Батынкова: что делать художнику, когда вот-вот — и конец света

Нам повезло: мы с женой моей Ксеней успели попасть на новую выставку нашего любимого художника Константина Батынкова — в самый последний день её работы.

Выставка называлась «Цветочки», а проходила она в «Крокин Галерее», где чаще всего и показывают работы Батынкова. Она представляла собой цветочки — изображения множества ярких и неостановимых букетов в вазах и вазочках. Я бы даже назвал их самыми невообразимыми, но все они как раз были вообразимыми, потому что художник все их придумал, то есть вообразил, а не писал с натуры.

«Цветочки» — необычная для Батынкова серия, хоть он писал цветы и раньше. Известен этот художник больше всего своими тонкими фантасмагориями с вертолётами, истребителями, бомбардировщиками и военно-картографическим взглядом на мир, который то ли непрерывно разрушают, то ли столь же непрерывно созидают. Просвечивающие в нашем мире миры параллельные — и в то же время остранение страшного, примирительный, митьковский способ справиться с паническими атаками.

И вот теперь, когда в нашей жизни предостаточно вертолётов, истребителей, бомбардировщиков и военно-картографического взгляда на мир, а временами кажется, что конец света наступит общими усилиями если не завтра, то послезавтра, — художник пишет цветочки.

Когда мы ходили по залам и радовались всему этому цветочному невероятию, Ксеня заметила, что с живописной точки зрения эти букеты — всё те же узнаваемые батынковские взрывы, всполохи, бабахи. И ведь это так и есть!

Хотя можно посмотреть ровно в обратном направлении. Взрывы похожи на опасные цветы и завораживают этим. Но теперь, когда изо дня в день доказывается, что ценность человеческой жизни равна нулю, а ты всем своим существом этому сопротивляешься, уже не хочется, чтобы взрывы походили на цветы. Хочется, чтобы цветы были просто цветами и были всегда. Подробными и вечными в своей сиюминутности.

И вот мы ходили с Ксеней и рассматривали эти невероятно живые и тревожные цветы и впитывали их в себя, а потом, уже на улице, так же пристально ощущали деревья, дома, людей и небо над нами.

Нам сказали, что после «Цветочков» Батынков хочет сделать «Ягодки», а потом приступить к серии работ «Колумбарий».

_________________________________________

В следующих выпусках «Вечернего Лошманова» — новые истории про еду и путешествия. Подписывайтесь! И ещё у меня есть телеграм-канал, где больше коротких рассказов.