Найти тему
Правители России

Как изменилась демократия на Руси, до и после нашествия Батыя

Оглавление

Принципы народного вече это, прежде всего выборы князя на княжение, с правом и возможностью его дальнейшего переизбрания или изгнания, а также открытого обсуждения насущных проблем, стоящих перед обществом. Это пример демократии, когда воля народа на деле является высшей властью. На территории России народные сходы имеют очень древние традиции, уходящие в глубину веков, в тысячелетние обычаи народных сходов, советов и собраний. Распространённые во всех славянских землях, они берут своё начало ещё от родоплеменных отношений. В своих трудах византийские исследователи описывали жизнь славян, протекающую издревле, не в управлении одним человеком, а в народовластие, где все радости и беды считаются одним общим делом.

Выборное право у славян

Сходы восточных славян, называющимися “вече” являлись, по сути, органом самоуправления. Впоследствии с развитием государственности оно и стало органом госуправления, ставшим институтом волеизъявления свободных людей, находящихся в городах.

Оно проходило во многих городах древней Руси и на нём прилюдно и открыто обсуждались и решались вопросы экономической и политической жизни общества, что было одной из форм реальной демократии.

На “вече” избирали князя на княжение во время, которого он должен был быть миротворцем, избегать междоусобиц и воевать в случае нападения внешних врагов. Однако, выборное право избирать власть, не исключало возможности, когда князья при помощи хитрости, подкупа и насилия получали право на княжение.

Но даже в этом случае, чтобы получить поддержку граждан, они обязаны были выполнять их требования, в противном случае их ожидало изгнание.

Славянский сход
Славянский сход

Три ветви власти

По мнению Г. Вернадского политическая система Руси была довольно устойчивой. Она состояла из трёх ветвей, князь, который представлял власть, аристократическая боярская дума и “вече”, демократическое народное большинство.

Вершиной развития вечевого института стала Новгородская республика, которая по своему устройству была очень близка с древнегреческими республиками. Многие древнерусские города по своему политическому устройству были схожи с Новгородской республикой, в них власть князей была ограничена, и на “вече” избирались не только князья, но и государственные служащие.

Такое политическое устройство древней Руси сохранялась до татаро-монгольского нашествия. После вторжения войск Батыя, по мнению многих историков, произошёл быстрый поворот в сторону единовластия, пришло новое понимание власти.

Выгнанные, побитые за произвол на “вече” бояре в Нижнем Новгороде в 1305 году, стали причиной того, что нижегородский князь вернулся с татарами и перебил “вечников”.

Новгородское "вече"
Новгородское "вече"

Новые порядки, после нашествия Батыя

Князья престали опираться на поддержку простого народа, они больше рассчитывали на силу своей дружины, которая в те времена могла быть и чужеземной, или наёмной. Кроме этого князья, став вассалами Золотой орды, власть и свои права на княжение в виде ярлыка, получали от хана, что в конечном итоге привело к сосредоточению власти в руках одного человека.

Однако, многие историки в их числе Карамзин и Костомаров считают, что именно характер русского народа способствовал уничтожению демократических свобод и усилению единовластия.

Вследствие чего, Русь до татаро-монгольского нашествия и после, это по сути два разных государства, которые основывались на разных политических принципах построения своей государственности.

Нашествие Батыя
Нашествие Батыя

Изгнание чужеземцев и избрание царя

Вечевые обычаи надолго остались в народной памяти. В один из самых тяжёлых периодов Российского государства, во времена смуты, нижегородский купец Минин, обратился и призвал граждан организовывать земское ополчение, для того чтобы выгнать иноземных захватчиков.

Как в старые времена, народным собранием собирали деньги всем миром на нужды народного ополчения. Только всеобщая поддержка народа позволила изгнать чужеземцев, восстановить государство и монархию.

Нужно отметить, что место монарха занял не кто-то из руководства ополчения, а 16 летний Михаил Романов. Который имел не только слабое здоровье, фактически он был больным, а также малограмотным.

Земский собор, по сути, был народным сходом, в нём участвовали и представители низших сословий, именно их поддержка и прежде всего казаков, помогла юному Романову взойти на Российский престол.

Воззвание Минина к гражданам. Худ. М. И. Песков
Воззвание Минина к гражданам. Худ. М. И. Песков

Спасибо за прочтение статьи, если она вам понравилась то подписывайтесь и пишите свои мысли в комментариях, это поможет в продвижении канала.