«…Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
(К.Д. Ушинский «Три элементы школы»,Соч.Т.2.с.63-64).
Основные педагогические функции воспитателя:
-организация учебно-воспитательной деятельности;
-изложение учебного материала. Формирование у обучаемых практических навыков;
-развитие у обучаемых учиться, достигать высокого мастерства;
-формирование у обучаемых умения самостоятельно совершенствовать свое мастерство;
-проверка и контроль у обучаемых знаний, навыков и умений.
Педагогическая культура– означает определенную степень овладение воспитателем педагогическим опытом, степень совершенства его учебно-воспитательной деятельности, уровень развития личности воспитателя как педагога.
К структуре педагогической культуре относятся:
-педагогическая направленность личности;
-широкий кругозор, эрудиция и интеллигентность;
-высокая нравственность;
-гармония развития интеллектуальных качеств;
-педагогический оптимизм;
-высокое педагогическое мастерство;
-чувство нового, творческий поиск в воспитательной и организаторской работе;
-умение работать целеустремленно, с перспективой;
-активная устремленность к самосовершенствованию;
-высокая культура общения и поведения и другие.
У многих педагогических источниках сказано, что от воспитателя требуется справедливость, жизненный такт и выдержка. При этих условиях можно достичь весьма благоприятных результатов.
Современный воспитатель-это человек, обладающий глубокими знаниями педагогики, широким кругозором, большой общей культурой.
К структуре педагогического мастерства воспитателя мы относим:
-идейные качества;
-качества специалиста;
-морально-нравственные качества;
-качества руководителя и организатора.
Качества руководителя и организатора это:
-знания, навыки и умения учителя (методиста);
-специфические качества педагога;
-знания, навыки и умения воспитателя.
Рассмотрим более детально.
Знания, навыки и умения учителя (методиста):
ЗНАНИЯ:
-закономерностей, целей и задач обучения;
-знание психологии обучения;
-знание принципов и методов обучения;
-знание процесса формирования навыков.
НАВЫКИ И УМЕНИЯ:
-умение передавать знания;
-умение формировать навыки и умения;
-умение логически излагать материал;
-умение правильно применять технические средства обучения;
-умение владеть элементами педагогической техники и др.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА:
-педагогическая наблюдательность;
-педагогическое воображение;
-педагогическое мышление и речь;
-требовательность;
-педагогический такт;
-качества, связанные с педагогической техникой.
Знания, навыки и умения воспитателя.
ЗНАНИЯ:
-закономерностей, целей и задач воспитателя;
-знание психологии личности и коллектива;
-знание принципов и методов воспитания.
НАВЫКИ И УМЕНИЯ:
-умение применять на практике знания педагогики, этики;
-умение опираться на коллектив;
-умение использовать силы актива (лидеров) коллектива;
-умение учитывать особенности каждого члена коллектива.
Педагогическое мастерство имеет свои ПЕРИОДЫ, НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ.
ПЕРИОДЫ:(пример)
-учеба в колледже;
-работа на предприятии, (учебном заведении);
-учеба в университете (академии);
-работа на более высоких должностях.
НАПРАВЛЕНИЯ:
-вооружение необходимыми знаниями;
-формирование и развитие методических и воспитательных навыков и умений;
-воспитание и развитие идейных, моральных, организаторских и специфических качеств педагога;
-организация педагогической деятельности и взаимоотношений, отвечающих требованиям настоящего времени.
ПУТИ:
-целенаправленная учебно-воспитательная работа, проводимая с педагогическим составом;
-практическая деятельность педагога (воспитателя) по выполнению своих обязанностей, активность в общественной жизни;
-самостоятельная работа педагога (воспитателя), (самообразование и самовоспитание).
Педагогическая культура – высшая степень соответствия развитости личности и профессиональной подготовленности педагога к специфике педагогической деятельности.