Найти тему
Moustank

Рестайлинг спустя 60 лет. За рулём БРДМ-2, ставшего «Бекасом»

Оглавление

Рассказ о том, как армейский ветеран по прозвищу «Бардак» выгодно поменял половину колёс на кучу других умений.

Дисклеймер: этот текст я подготовил в июне 2020 года для автомобильного сайта Motor1. Но после моего ухода из редакции руководство решило удалить материал. Поэтому сохраню его для истории здесь, на личном канале.

В своё время БРДМ-2 убедил меня в том, что армейская техника порой способна прикончить механика-водителя сама – задолго до того, как попадёт под огонь противника. Эргономика разведывательной машины и правда отдавала беспощадным садизмом, однако в целом конструкция оказалась удачной. Проходимость, выносливость, умение плавать – сплав полезных качеств выписал разработке ГАЗа путёвку едва ли не на все военные конфликты второй половины 20 века.

-2

Шутка ли – второй «Бардак», как иронично прозвали изделие в войсках, приняли на вооружение армии СССР в далёком 1962 году. Однако до сих пор БРДМ-2 используют и в России, и ещё в полусотне стран. Другое дело, что за 60 лет в мире изменилось буквально всё: от политической атмосферы и расстановки сил до тактики боевых действий. А вот советская машина адаптироваться не спешила. Постепенно сложилась патовая ситуация – тысячи единиц техники откровенно устарели, а завод-изготовитель тихо отошёл от дел.

Последний БРДМ-2, по сведениям Военно-технического общества, собрали в Арзамасе в 1987-м.

Логично, что дальше начался карнавал в стиле кто кого перещеголяет в инженерном креативе. Страны бывшего Восточного блока активно принялись за доработку оставшихся в строю и на складах БРДМ-2 под современные требования уже своими силами. Особенно преуспела Украина, где конструкторские бюро оборонных заводов создали сразу несколько «обновленческих» проектов. Россия ответила модификацией БРДМ-2МС «Стриж». Проект стартовал в 2016 году, причём первые партии уже успели с помпой отправить на экспорт – в Лаос, Мьянму, Киргизию, Сербию, а вот в нашей армии таких машин до сих пор нет ни одной.

Казалось бы, наследникам газовских инженеров и карты в руки. Тем не менее компромиссный БРДМ-2МС успели изрядно обложить критикой – особенно досталось «лоскутной» дополнительной защите из отдельных бронеплит. И вот тут у отечественных разработчиков сыграла ущемлённая гордость. Ведь если сборку модернизированных «Бардаков» наладили на крупном бронетанковом ремонтном заводе №103, то проектирование вели специалисты подмосковного предприятия «Б-Армс». И, как оказалось, в Истре придумали куда больше интересного, чем в итоге воплотили в металле по желанию экономного заказчика (шесть миллионов за доводку БРДМ-2 до уровня МС – копейки по военным меркам).

Мне повезло одним из первых увидеть вживую и даже попробовать в деле БРДМ-2МБ «Бекас» – действительно глубокую модернизацию «Бардака», как её видят в компании «Б-Армс». Если описать суть проекта вкратце, то уместно будет сравнить новый вариант броневика с комплектом тюнинга bolt-on для гражданского автомобиля.

Имея инструкции от разработчика, определённый набор деталей и толковых мастеров, конвертировать старую разведывательную машину в современный аппарат можно в любой точке земного шара.

Короткая команда организаторов по рации, и через гребень бывшего карьера переваливает БРДМ песочного цвета. Дизайнерского чуда не произошло: привычные обводы заслуженного корпуса не способно скрыть даже дополнительное бронирование. На «Бекасе» оно тоже состоит из отдельных навесных панелей 6-миллиметровой толщины, однако расположены листы плотнее, почти без зазоров, да и наклон явно изменён. Любопытно, что в качестве дополнительной меры защиты сталь готовы обернуть кевларом.

Сыпучий подъём БРДМ-2МБ берёт с характерным свистом – теперь в кормовом отсеке вместо прожорливого бензинового V8 модели ГАЗ (ЗМЗ)-41 (дефорсированный вариант от легковой представительской «Чайки») разместили турбодизель. Причины такой трансформации очевидны, но позже руководитель «Б-Армс» Алексей Бутримов добавил конкретики, пояснив мне, что, например, за счёт смены силового блока удалось довести запас хода «Бекаса» аж до 1500 км – важнейшее качество для подобного рода техники.

Машина замедлила ход, распахнулись боковые двери-люки, и через них на песок выпрыгнули бойцы в полной экипировке. Это значит, БРДМ лишили едва ли не самой характерной особенности ещё со времён первого поколения. Четырёх выдвижных колёс (по паре на борт) с гидроподъёмниками и цепным приводом, изрядно повышавших проходимость на пересечённом рельефе.

Отказ от хитроумного, но и без того редко используемого на практике механизма стал следствием смещения акцентов в задачах: разведки в службе прогнозируют меньше, а патрулирования и охраны – больше. И теперь заказчикам возможность оперативной переброски десанта и безопасная выгрузка личного состава под огнём важнее продвинутых умений в преодолении оврагов и траншей.

Более того – водомёт тоже убрали. Модернизированный БРДМ-2 сохранил плавучесть, но по воде «Бекас» способен идти только при малом волнении и тихо-тихо (около 2 км/ч), гребя лишь зубастыми шинами.

Хотя если судить объективно, вездеходные параметры «Бекаса» всё равно удержались на достойном уровне, учитывая невмешательство современных инженеров в схему трансмиссии. Жёсткое подключение переднего моста, понижайка в раздатке, могучая механическая лебедка сохранились на БРДМ-2 без изменений. Равно как и хорошая геометрия – один только клиренс 330 мм даёт высокие шансы не залипнуть на рельефе. При движении по песку и прочим болотам выручает система регулирования давления воздуха в шинах, управление которой упростили – крупные вентили слева от механика-водителя заменили элегантными кранами.

Да и в целом организация внутреннего пространства подверглась революционным переделкам. И вроде то там, то здесь натыкаешься на компоновочные «артефакты» 60-х годов прошлого века, однако в целом отделения управления и боевое перекроили от и до. Уместно провести аналогию с развитием вазовской «Нивы» – сравниваешь салоны образца 1977 и 2020 годов и видишь, что автомобиль вроде бы в общих чертах тот же, но по факту уже совсем другой.

«Бекас» оказался заметно просторнее старого «Бардака». Где позволяло размещение агрегатов трансмиссии, пол опустили максимально низко. На демонстрационный прототип установили башню-муляж БПУ-1 от БТР-80, но вообще предполагается, что выбранное клиентом вооружение объединят в необитаемый модуль с дистанционным управлением. То есть управлять огнём сможет единственный оператор-наводчик, а другие два места займут десантники. Каждому отвели индивидуальное шикарное кресло с высокой спинкой, подголовником, мягкой набивкой и подрессориванием – ничего общего с примитивными советскими «табуретками».

Разумеется, дело не в красоте: сиденья на индивидуальной подвеске с многоточечными ремнями входят в комплекс защиты от подрыва, без которого немыслима современная боевая машина – минирование дорог фугасами террористы освоили в совершенстве. Так вот базовый БРДМ-2 перед такой угрозой был беззащитен, а «Бекас» получил вдобавок усиленное многослойное бронирование днища съёмными и вварными листами, противоосколочное покрытие пола.

Ныряю в люк механика-водителя. И здесь новое откровение – инструментарий перетряхнули на современный лад, превратив пыточную камеру в более-менее адекватное рабочее место. Понятно, что кругом железо, надо беречь голову и вообще не бояться грубых решений. Но всё же в деталях «Бекас» проработали грамотно.

Крупные клавиши и приборы удобны, стеклоблок обзора вперёд по-походному обогревается, внешние зеркала размещены так, что видны даже через триплексы, а оставшиеся слепые зоны перекрывают камеры – их можно поставить хоть по кругу. Кресло уютное, регулируемое, кондиционер есть – комфорт!

Щелчок тумблером «зажигания», жму кнопку стартера – где-то в корме загрохотал движок. Теперь это 136-сильный дизель ЯМЗ-534, спаренный с синхронизированной механической коробкой. Причём привод переключения тросовый и по меркам военной техники весьма чёткий. Одной глобальной проблемой меньше – можно забыть о двойном выжиме сцепления и попытках врубить ступень болтающимся рычагом, пока машина не потеряла ход.

Трогаться тоже просто. Дизель вывозит с холостых, точку смыкания дисков сцепления нащупать легко. Скажу так – после меня за руль «Бекаса» сел человек, не имеющий вообще никакого опыта управления бронетехникой, и даже он ни разу не заглох. Я же по старой привычке чуть не проверил стойкость брони лбами своих же пассажиров. Не учёл, что тормозную систему переделали полностью – и пневмогидравлика, разделённая в целях живучести на два контура (перед – зад), оказалась не только мощной, но и правильной по обратной связи. Приноровившись, замедляешь семитонный аппарат буквально по-легковому – энергично, плавно и точно. Давить всем телом на педаль смысла больше нет.

Понятно, что дружелюбность БРДМ-2МБ всё равно условная – тугой руль по-прежнему требует развитой мускулатуры, а педали расположены так, что колени рослого водителя, как и 60 лет назад, упираются в «баранку». Могли и это исправить, говорят разработчики, но тогда бы пришлось изменить положение кресла, снизив тем самым противоминную безопасность.

Выступающий рундук на корме используется для перевозки различного имущества, место для резервного автономного генератора тоже предусмотрено.
Выступающий рундук на корме используется для перевозки различного имущества, место для резервного автономного генератора тоже предусмотрено.

Но вообще после знакомства с «Бекасом» я изменил мнение о «Бардаке» – оказывается, и заслуженный БРДМ-2 может быть союзником, а не «тяготами военной службы». Поэтому хочется верить, истринский проект найдёт применение на оборонном рынке – относительно малой кровью спецы «Б-Армс» действительно сумели решить на древней основе современные прикладные уравнения.

И главное, принципиальные позиции глубокой модернизации продиктованы не столько фантазией, сколько реальными запросами индустрии. Значит, десятки и сотни старых бронемашин имеют шансы не отправиться на переплавку или сгнить на складах, а ещё принести пользу родине.

-19

ВИДЕОБОНУС: