Рассказ о том, как армейский ветеран по прозвищу «Бардак» выгодно поменял половину колёс на кучу других умений.
Дисклеймер: этот текст я подготовил в июне 2020 года для автомобильного сайта Motor1. Но после моего ухода из редакции руководство решило удалить материал. Поэтому сохраню его для истории здесь, на личном канале.
В своё время БРДМ-2 убедил меня в том, что армейская техника порой способна прикончить механика-водителя сама – задолго до того, как попадёт под огонь противника. Эргономика разведывательной машины и правда отдавала беспощадным садизмом, однако в целом конструкция оказалась удачной. Проходимость, выносливость, умение плавать – сплав полезных качеств выписал разработке ГАЗа путёвку едва ли не на все военные конфликты второй половины 20 века.
Шутка ли – второй «Бардак», как иронично прозвали изделие в войсках, приняли на вооружение армии СССР в далёком 1962 году. Однако до сих пор БРДМ-2 используют и в России, и ещё в полусотне стран. Другое дело, что за 60 лет в мире изменилось буквально всё: от политической атмосферы и расстановки сил до тактики боевых действий. А вот советская машина адаптироваться не спешила. Постепенно сложилась патовая ситуация – тысячи единиц техники откровенно устарели, а завод-изготовитель тихо отошёл от дел.
Последний БРДМ-2, по сведениям Военно-технического общества, собрали в Арзамасе в 1987-м.
Логично, что дальше начался карнавал в стиле кто кого перещеголяет в инженерном креативе. Страны бывшего Восточного блока активно принялись за доработку оставшихся в строю и на складах БРДМ-2 под современные требования уже своими силами. Особенно преуспела Украина, где конструкторские бюро оборонных заводов создали сразу несколько «обновленческих» проектов. Россия ответила модификацией БРДМ-2МС «Стриж». Проект стартовал в 2016 году, причём первые партии уже успели с помпой отправить на экспорт – в Лаос, Мьянму, Киргизию, Сербию, а вот в нашей армии таких машин до сих пор нет ни одной.
Казалось бы, наследникам газовских инженеров и карты в руки. Тем не менее компромиссный БРДМ-2МС успели изрядно обложить критикой – особенно досталось «лоскутной» дополнительной защите из отдельных бронеплит. И вот тут у отечественных разработчиков сыграла ущемлённая гордость. Ведь если сборку модернизированных «Бардаков» наладили на крупном бронетанковом ремонтном заводе №103, то проектирование вели специалисты подмосковного предприятия «Б-Армс». И, как оказалось, в Истре придумали куда больше интересного, чем в итоге воплотили в металле по желанию экономного заказчика (шесть миллионов за доводку БРДМ-2 до уровня МС – копейки по военным меркам).
Мне повезло одним из первых увидеть вживую и даже попробовать в деле БРДМ-2МБ «Бекас» – действительно глубокую модернизацию «Бардака», как её видят в компании «Б-Армс». Если описать суть проекта вкратце, то уместно будет сравнить новый вариант броневика с комплектом тюнинга bolt-on для гражданского автомобиля.
Имея инструкции от разработчика, определённый набор деталей и толковых мастеров, конвертировать старую разведывательную машину в современный аппарат можно в любой точке земного шара.
Короткая команда организаторов по рации, и через гребень бывшего карьера переваливает БРДМ песочного цвета. Дизайнерского чуда не произошло: привычные обводы заслуженного корпуса не способно скрыть даже дополнительное бронирование. На «Бекасе» оно тоже состоит из отдельных навесных панелей 6-миллиметровой толщины, однако расположены листы плотнее, почти без зазоров, да и наклон явно изменён. Любопытно, что в качестве дополнительной меры защиты сталь готовы обернуть кевларом.
Сыпучий подъём БРДМ-2МБ берёт с характерным свистом – теперь в кормовом отсеке вместо прожорливого бензинового V8 модели ГАЗ (ЗМЗ)-41 (дефорсированный вариант от легковой представительской «Чайки») разместили турбодизель. Причины такой трансформации очевидны, но позже руководитель «Б-Армс» Алексей Бутримов добавил конкретики, пояснив мне, что, например, за счёт смены силового блока удалось довести запас хода «Бекаса» аж до 1500 км – важнейшее качество для подобного рода техники.
Машина замедлила ход, распахнулись боковые двери-люки, и через них на песок выпрыгнули бойцы в полной экипировке. Это значит, БРДМ лишили едва ли не самой характерной особенности ещё со времён первого поколения. Четырёх выдвижных колёс (по паре на борт) с гидроподъёмниками и цепным приводом, изрядно повышавших проходимость на пересечённом рельефе.
Отказ от хитроумного, но и без того редко используемого на практике механизма стал следствием смещения акцентов в задачах: разведки в службе прогнозируют меньше, а патрулирования и охраны – больше. И теперь заказчикам возможность оперативной переброски десанта и безопасная выгрузка личного состава под огнём важнее продвинутых умений в преодолении оврагов и траншей.
Более того – водомёт тоже убрали. Модернизированный БРДМ-2 сохранил плавучесть, но по воде «Бекас» способен идти только при малом волнении и тихо-тихо (около 2 км/ч), гребя лишь зубастыми шинами.
Хотя если судить объективно, вездеходные параметры «Бекаса» всё равно удержались на достойном уровне, учитывая невмешательство современных инженеров в схему трансмиссии. Жёсткое подключение переднего моста, понижайка в раздатке, могучая механическая лебедка сохранились на БРДМ-2 без изменений. Равно как и хорошая геометрия – один только клиренс 330 мм даёт высокие шансы не залипнуть на рельефе. При движении по песку и прочим болотам выручает система регулирования давления воздуха в шинах, управление которой упростили – крупные вентили слева от механика-водителя заменили элегантными кранами.
Да и в целом организация внутреннего пространства подверглась революционным переделкам. И вроде то там, то здесь натыкаешься на компоновочные «артефакты» 60-х годов прошлого века, однако в целом отделения управления и боевое перекроили от и до. Уместно провести аналогию с развитием вазовской «Нивы» – сравниваешь салоны образца 1977 и 2020 годов и видишь, что автомобиль вроде бы в общих чертах тот же, но по факту уже совсем другой.
«Бекас» оказался заметно просторнее старого «Бардака». Где позволяло размещение агрегатов трансмиссии, пол опустили максимально низко. На демонстрационный прототип установили башню-муляж БПУ-1 от БТР-80, но вообще предполагается, что выбранное клиентом вооружение объединят в необитаемый модуль с дистанционным управлением. То есть управлять огнём сможет единственный оператор-наводчик, а другие два места займут десантники. Каждому отвели индивидуальное шикарное кресло с высокой спинкой, подголовником, мягкой набивкой и подрессориванием – ничего общего с примитивными советскими «табуретками».
Разумеется, дело не в красоте: сиденья на индивидуальной подвеске с многоточечными ремнями входят в комплекс защиты от подрыва, без которого немыслима современная боевая машина – минирование дорог фугасами террористы освоили в совершенстве. Так вот базовый БРДМ-2 перед такой угрозой был беззащитен, а «Бекас» получил вдобавок усиленное многослойное бронирование днища съёмными и вварными листами, противоосколочное покрытие пола.
Ныряю в люк механика-водителя. И здесь новое откровение – инструментарий перетряхнули на современный лад, превратив пыточную камеру в более-менее адекватное рабочее место. Понятно, что кругом железо, надо беречь голову и вообще не бояться грубых решений. Но всё же в деталях «Бекас» проработали грамотно.
Крупные клавиши и приборы удобны, стеклоблок обзора вперёд по-походному обогревается, внешние зеркала размещены так, что видны даже через триплексы, а оставшиеся слепые зоны перекрывают камеры – их можно поставить хоть по кругу. Кресло уютное, регулируемое, кондиционер есть – комфорт!
Щелчок тумблером «зажигания», жму кнопку стартера – где-то в корме загрохотал движок. Теперь это 136-сильный дизель ЯМЗ-534, спаренный с синхронизированной механической коробкой. Причём привод переключения тросовый и по меркам военной техники весьма чёткий. Одной глобальной проблемой меньше – можно забыть о двойном выжиме сцепления и попытках врубить ступень болтающимся рычагом, пока машина не потеряла ход.
Трогаться тоже просто. Дизель вывозит с холостых, точку смыкания дисков сцепления нащупать легко. Скажу так – после меня за руль «Бекаса» сел человек, не имеющий вообще никакого опыта управления бронетехникой, и даже он ни разу не заглох. Я же по старой привычке чуть не проверил стойкость брони лбами своих же пассажиров. Не учёл, что тормозную систему переделали полностью – и пневмогидравлика, разделённая в целях живучести на два контура (перед – зад), оказалась не только мощной, но и правильной по обратной связи. Приноровившись, замедляешь семитонный аппарат буквально по-легковому – энергично, плавно и точно. Давить всем телом на педаль смысла больше нет.
Понятно, что дружелюбность БРДМ-2МБ всё равно условная – тугой руль по-прежнему требует развитой мускулатуры, а педали расположены так, что колени рослого водителя, как и 60 лет назад, упираются в «баранку». Могли и это исправить, говорят разработчики, но тогда бы пришлось изменить положение кресла, снизив тем самым противоминную безопасность.
Но вообще после знакомства с «Бекасом» я изменил мнение о «Бардаке» – оказывается, и заслуженный БРДМ-2 может быть союзником, а не «тяготами военной службы». Поэтому хочется верить, истринский проект найдёт применение на оборонном рынке – относительно малой кровью спецы «Б-Армс» действительно сумели решить на древней основе современные прикладные уравнения.
И главное, принципиальные позиции глубокой модернизации продиктованы не столько фантазией, сколько реальными запросами индустрии. Значит, десятки и сотни старых бронемашин имеют шансы не отправиться на переплавку или сгнить на складах, а ещё принести пользу родине.