Надо было вовремя выступить по случаю памятных дат. Но между делом не хотелось, а обстоятельно не моглось...
...и всё же: 12 июня — День России.
А я гляжу на дату шире.
Дата №1
12 июня 1991 года мы с земляками большинством голосов (около 54% при явке около 65% от списочной) приняли решение о переименовании Ленинграда.
Забавляет нынешний пафос журнализдов — мол, это был референдум, и обсуждали не переименование, а возвращение исторического имени, и мэр Собчак бился, как лев, за Санкт-Петербург...
Три раза НЕТ.
Нет — это был опрос общественного мнения, а не референдум. К тому же устроенный хитростью с использованием особенностей протокольной системы Ленсовета и приуроченный к выборам президента РСФСР. Юридического права объявлять референдум у тогдашних городских властей не было (и тем более вряд ли есть сейчас, хотя я не проверял).
Нет — обсуждали не возвращение городу названия, а переименование, поскольку с точки зрения русского языка термин означает замену одного имени другим, что и произошло. Санкт-Петербург — такое же историческое имя, как и Петроград, и Ленинград. От себя добавлю: лишь бы не Питер...
...а если уж совсем строго, то город, который естественным образом возник на месте угро-финских деревень на правом берегу Невы рядом с новопостроенной крепостью, поначалу назывался по-голландски, как и крепость, в три слова: Санкт-Питер-бурх.
Нет — Собчак был ярым противником переименования Ленинграда. Мэр очень боялся потерять на выборах наиболее активный электорат, а это как раз просоветские поклонники колыбели трёх революций, города-героя и т.п.
Депутаты Марина Салье и Виталий Скойбеда при содействии вице-мэра Вячеслава Щербакова воспользовались отсутствием Собчака на весенней сессии Ленсовета и включили опрос в число решений, за которые голосовали списком. Противники проморгали, воротившийся Собчак уже ничего не мог поделать, а когда горожане высказались за переименование — докладывал об этом Верховному Совету в силу служебных обязанностей, а не по убеждению.
Верховный Совет, кстати, имел право думать до полугода — и отказать в переименовании, но тут очень уж удачно звёзды сошлись, и в Москве всё решили почти мгновенно.
30 лет с хвостиком — немалый срок, позволяющий взглянуть на событие в некоторой исторической перспективе.
С одной стороны, как вы лодку назовёте, так она и поплывёт. Город надо было переименовать: так я голосовал тогда и так же считаю сейчас.
Другое дело, что Санкт-Петербургом он после переименования не стал — и вряд ли станет в обозримом будущем.
Это если вкратце.
Дата №2
12 июня 1936 года началось всенародное обсуждение проекта новой Конституции СССР, написанной Николаем Бухариным. Когда же автор был расстрелян, его труд объявили сталинской Конституцией — или Конституцией победившего социализма. Разнообразие прав, гарантированных в документе советскому народу, производит впечатление даже сейчас.
В декабре Конституция была принята, и уже в следующем 1937 году в соответствии с новым основным законом на полную мощь заработали жернова сталинских репрессий. А дальше только по официальным данным самого ОГПУ-НКВД в стране были расстреляны около 700'000 человек — по тысяче в день, по одной пуле в затылок каждые полторы минуты круглые сутки без выходных на протяжении двух лет. Миллионы жертв террора, которых не расстреляли, а сгноили или покалечили иначе, — это отдельный счёт. Дополнительный.
Возможно, устроители нынешних торжеств как-то всё это учли, но я не заметил. Песни в праздничный день звучали про берёзки, гордость, победоносную войну и #можемповторить.
Дата №0
Про неё я только что писал и здесь просто напомню.
12 июня 1990 года первый Совет народных депутатов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. По такому случаю объявили праздник, коротко названный Днём независимости.
В 1992 году Россия не была уже ни советской, ни социалистической. Её федеративное устройство тогда вызывало примерно те же юридические вопросы, что и сейчас. Но тем не менее 12 июня объявили в новой стране ежегодным всенародным праздником: повод есть, а детали вторичны.
В 2002 году годовщина принятия несуществующим органом власти Декларации о суверенитете несуществующей РСФСР была остроумно переименована в День России. Ну, и с тех пор пока так, а дальше поглядим.