Отмолчаться Светлану не удалось. После ужина к нему пристали с просьбами рассказать, наконец, о том, как ему удалось получить свободу и почему кочевники не напали на корабль. Светик, как всегда, посмотрел сначала на князя, поймал его заинтересованный взгляд и решился.
- Только это долгая история, и началась она давно.
- А нам торопиться некуда, - спокойно сказал Славка.
Он сидел возле Ярека. Между ними пристроился Мурлыка. Славку, в последнее время, всё больше и больше тянуло к этому загадочному Князю. И ведь не мальчишка уже, чтобы верить в сказочных богатырей. В жизни своей повидал достаточно: не только купеческие товары охранял, но и сам с вольными молодцами за этими товарами охотился, да мало ли, что ещё… только звали его тогда, конечно, по-другому. А друзей у него – и не сосчитаешь, не один пуд соли с ними съел. А этого и знает-то всего ничего: без году – неделя. А вот, поди ж ты!.. Ещё чуть-чуть, и он начнёт смотреть на Ярека снизу вверх. Этого ещё не хватало! Но Славка ничего не мог с собой поделать – нравился ему Князь, и всё тут.
Светик начал действительно издалека:
- Давно это было. Моему отцу тогда исполнилось столько же лет, сколько мне сейчас. Он был отроком в княжеской дружине и сражался в Великой битве с кочевыми племенами. Битву ту кочевники проиграли, еле ноги унесли. Но и нам победа дорого досталась – многие погибли, а мой отец попал в неволю. Пленил его любимый сын главного мурзы. Чтобы лучше рассмотреть, кто же ему достался, он снял с его головы шлем и даже глаза зажмурил – волосы под солнцем так и вспыхнули огнём…
- Видать, ты в отца уродился, тоже голова, как жар, горит… - засмеялись дружинники. Рассказ им явно нравился, слушали его с удовольствием. Ободрённый их интересом, Светик продолжил:
- Сын мурзы проговорил какое-то слово. Потом, когда отец немного выучил язык кочевников, он понял, что оно означало – огонёк. С тех пор его так и прозвали.
Сын мурзы считал, что мой отец принёс ему счастье. Мало кто остался жив в том сражении, а кто выжил – все были ранены. Он один не получил ни царапины. Всем было не до корысти – самим бы убраться по добру, по здорову, а он воеводу убил – конь ему хороший достался, меч богатый; да ещё и пленника взял… и не простого – а приносящего удачу.
Сын мурзы решил оставить Огонька при себе, а когда тот станет постарше, сделать его своим телохранителем. Поэтому он обращался с моим отцом хорошо, не обижал его, так как считал, что телохранитель только тогда надёжен, когда любит и уважает своего хозяина.
У мурзы было много сыновей. Этот же – самый любимый, так как очень походил на отца. И, хотя он не был старшим, мурза сделал его своим наследником. Остальные братья завидовали ему и ненавидели лютой ненавистью. Потому-то он и боялся за свою жизнь.
У его отца мурзы был необыкновенный телохранитель. Откуда он родом не знал никто. Он не походил ни на один народ, живущий в окрестных землях. Говорили, что его племя обитает в Юго-восточных горах, а может и ещё дальше. О себе он никогда ничего не рассказывал, поэтому все считали его гордецом.
Мурза очень ценил своего телохранителя за то, что не было ему равных ни в рукопашной схватке, ни в бою с оружием. Он многое прощал своему любимцу. Даже то, что тот наотрез отказывался учить воинов приёмам своей необыкновенной борьбы. Все думали, что тот боится соперников. Но он просто считал – нельзя давать такое страшное оружие в руки людям, не имеющим ни души, ни сердца. Он тщетно искал в окружении мурзы человека с доброй душой и горячим сердцем – и не находил.
Но сын мурзы был очень хитёр, он придумал, как заставить телохранителя отца учить боевым приёмам тех, кто нужен ему. Надо, чтобы тот привык к этому человеку с юного возраста. И первым отроком, которого наметил к обучению сын мурзы, был мой отец.
Мурзу он не стал посвящать в свои планы. Он только сказал, что такой великолепный телохранитель, достоин иметь слугу. И предложил на это место Огонька, пусть заодно и присматривается.
Так встретился мой отец со своим будущим учителем. Может быть оттого, что Огонёк рос без отца, а у телохранителя не было детей – они очень привязались друг к другу. Отец никогда ни о чём не просил своего старшего друга, не пытался выведать его секреты, тот сам предложил учить его своему тайному мастерству. И с тех пор стал для моего отца Учителем.
Прошло два года. Сын мурзы сделал моего отца своим телохранителем. А Учителю подсунул другого мальчишку. Но ничего не вышло, они сразу не понравились друг другу. Телохранитель мурзы сказал, что слуга ему не нужен – он сам управится со своим хозяйством.
Дружба моего отца с Учителем продолжалась, и он учил его всему, что знал сам. Так продолжалось десять лет.
Однажды отец зашёл к Учителю и нашёл его без сознания с проломленной головой. Никакие приёмы не спасли от коварного удара из-за угла обыкновенной дубинкой.
Отец быстро промыл рану, перевязал, хотел бежать за знахарем. Но Учитель неожиданно пришёл в себя и с трудом сказал: «Иди к мурзе… Останови убийц… Одного обязательно живым… Хотят подставить твоего…»
Отец хотел возразить Учителю, но тот собрал последние силы и еле слышно прошептал: «Быстрее, Огонёк…»
Отец выбежал из комнаты. На счастье он встретил слугу и велел срочно привести знахаря к своему учителю. Сам же поспешил к мурзе, который в это время всегда отдыхал после обеда в своих покоях.
«У двери стоит стража, - подумал отец. – Остаётся окно».
Он осторожно влез в открытое окно. Мурза не спал. Увидев телохранителя своего сына, он не испугался, не разгневался, а очень удивился и сказал, не повышая голоса: « Что ты позволяешь себе, Огонёк? Я велю сыну наказать тебя».
Когда отец рассказал мурзе, почему он потревожил его в такой час, тот пришёл в страшную ярость, но быстро успокоился. Велел отцу спрятаться за занавес у окна. А сам положил под подушку кинжал и притворился спящим.
Убийц было четверо, но и Огонёк, и мурза умели хорошо сражаться. Одного из нападающих они взяли живым – он рассказал, что убийство затеяли старшие сыновья. И всё было так подстроено, что подозрение падало на любимого сына мурзы.
Огонёк спас и жизнь, и честь своего хозяина, а также жизнь его семьи, которую тоже не миновала бы страшная казнь. Он очень надеялся, что сын мурзы в благодарность отпустит его на родину, но тот об этом даже не заикался. Он осыпал его подарками и всяческими милостями, а отец мечтал о родном доме, о старой матери и сестрёнках… Ему снился знакомый Город, лес, река… Он начал бледнеть, худеть, разучился улыбаться.
Только одно радовало отца – Учитель не умер, он поправлялся, хоть и медленно. А от страшной раны остался только шрам…
Прошло какое-то время – может месяц, может два… Однажды вечером к мурзе пришёл его любимый сын и сказал: «Отец, я боюсь, что мой Огонёк скоро угаснет… Он спас и твою, и мою жизнь. Боги гневаются на тех, кто не платит своих долгов – я хочу отпустить Огонька на волю. А тебя прошу дать ему охранную грамоту, в память о том, что он для тебя сделал».
Утром сын мурзы позвал к себе моего отца и сказал ему: «В благодарность за то, что ты спас мне жизнь и сохранил мое доброе имя – я дарю тебе свободу. Теперь ты волен остаться моим телохранителем или вернуться домой».
Отец задрожал от радости и ответил: «У меня старая мать – может быть, я ещё застану её живой».
Сын мурзы всё понял, протянул ему грамоту и сказал: «Возьми – это охранная грамота, никто не посмеет задержать тебя на наших землях. Прощай, Огонёк. Мне будет не хватать тебя. Можешь взять любого коня из моей конюшни…» Они обнялись и расстались друзьями.
С Учителем прощание было более печальным. Но отец был молод, и сердце его уже летело к порогу родного дома. Учителю было тяжелее. Но он ничем не выдал себя. Проводил до ворот, обнял на прощание и ушёл, не оглянувшись…
А отец верхом на одном из лучших скакунов сына мурзы, с охранной грамотой за пазухой быстро добрался до родного Города. И мать его ещё была жива, хоть и очень постарела… - Светик задумался и надолго замолчал.
Слушатели тоже молчали, заворожённые рассказом. Наконец, кто-то не выдержал и сказал:
- Расскажи теперь, что случилось с тобой.
- А что рассказывать, - вдруг заторопился Светик. – Сын мурзы, оказывается, за это время сам стал мурзой. Я прямо к нему и угодил. Он сразу догадался кто я – ведь мы с отцом похожи, да и грамоту они у меня нашли. Обрадовался очень, оказывается, он заплатил моему отцу не все долги, и Боги в наказание забрали у него удачу. Вот он и решил расплатиться со мной: не стал нападать на корабль, меня добром отпустил да ещё разрешил увести с собой Учителя.
- Чудные дела творятся на свете!.. – задумчиво сказал Славка, остальные молчали.
Продолжение следует...
Начало и продолжение сказки можно посмотреть на моем канале «Ольга Парусникова Сказки». Там же вы найдете другие сказки.