Здравствуйте
Итак, я рассказал о мыслительном процессе в моей голове, результатом которого стал почти готовый текст.
Когда я сказал, что «дальше начинается самое сложное», я не преувеличил.
Мне всегда казалось странным, что некоторые писатели ставят последнюю точку в 24:00, а в 24:02 уже отправляют текст, примеру, на конкурс.
На мой взгляд, доведение рассказа до состояния, который устроит хотя бы тебя самого, действительно, самое сложное в писательстве. Посмотрим, из чего состоит заключительный шаг.
В работе над будущим «беловиком» я выделю 5 фаз, хотя часто делаю все одновременно. На фазы разделил, чтобы вам стал понятен заключительный процесс – это не хаос, когда хватаешься то за одно, то за другое, а определенная последовательность. То есть писатель, конечно же, должен знать, что надо сделать, чтобы рассказ попал к читателю в «удобоваримом» виде.
6. РЕДАКТИРОВАНИЕ
► 1 фаза: общая редакторская правка содержания
1). Я прорабатываю каждую сцену (эпизод, событие), проверяю, чтобы в каждой была своя миникульминация и развязка. Пробегаюсь по героям, персонажам. Придумываю «вкусности», углубляю характер героя, персонажей, если требуется. Проверяю детали.
2). Итак, я что-то убираю, сокращаю и дополняю.
В этой фазе наибольшее количество сокращений.
Иногда «со слезами» приходится убирать не играющих никакой роли персонажей (так из рассказа «Колодцы, полные звезд» исчезли Митькина мама и житель деревеньки).
Или не менее грустно расставаться с событиями, которые «побочны» (так в «Секторе В. Конец зоны» событий-ретро было куда как больше).
Вообще я сторонник того, что в рассказе должен быть один герой, пара-тройка персонажей, цепочка нарастающих (динамичных) событий. Все же это не роман.
3). Лично для меня важное значение имеет темпоритм рассказа. Не уснет ли читатель, пока доберется до главного?
Тут хорошо бы читать вслух, но я ленюсь, однако стараюсь следить за чередованием предложений разной длины, абзацами, делением текста на части, какими-то отбивками и прочим.
4) Работа с формой (от названия до расположения частей текста, заголовков, знаков и символов).
Иногда темпоритм заставляет меня придумать интересную форму («Мошка в янтаре»). А вообще форма придумывается еще на стадии «все в голове».
Итак:
► 2 фаза: проверка логики, достоверности, реакций и эмоций
Выделю несколько важных моментов.
1) Важно проверить, насколько логичны причинно-следственные связи, насколько органична последовательность событий.
2) Важно проверить достоверность всего, даже мелких деталей. Я гляжу, отразил ли время и его приметы, мир, локации во всех их характеристиках. Отражена ли погода, время суток, запахи и прочее.
3) Особое внимание уделяю реалистичности, достоверности реакций и эмоций. тактильных ощущений, чувств вообще… чтобы не получилась так, к примеру: «Лиза резала лук и горько плакала от сжимавшей сердце обиды».
4) На моем столе куча словарей, справочников, как и в компьютере, да и «гугл в помощь». Я проверяю информацию, даже если уверен, что все правильно. Иногда что-то пропускаю, конечно, но вот такого нет: «Махали алыми надкрыльями божьи коровки» (Насекомые отряда «жесткокрылые» не машут надкрыльями).
Итак:
3 фаза: язык, стиль
1) Работа с композицией. Стоит проверить – на месте ли все структурные элементы рассказа. Интригует ли начало, в каком месте начинается конфликт.
2) Работа с жанровыми особенностями. Я прекрасно понимаю, что у любого жанра есть закрепленные правила. Считаю, что писатель обязан знать законы сказки, легенды, притчи, киберпанка, фэнтези и прочего, если он пишет в жанре. Для нарушения правил должны быть основания, понятные читателю.
3) Работаю над образностью: сравнениями, метафорами, эпитетами, фразеологизмами, новоязом и т.д.
4) Если стиль определенный, то проверяю все названия, достоверность описаний, деталей. Иногда такая работа занимает много времени. Скажем, для истории «Почему зима такая длинная» мне пришлось не только перечитать кучу литературы о нивхах, но и напрямую связаться с носителем языка.
Проверяю, не затесались ли в текст слова другого стиля. Насколько вообще язык соответствует моему замыслу.
Особое внимание уделяю речи героя. Это тоже трудно.
Например, в рождественской истории «Закон последнего желания» мне нужно было показать противоречие: мнение общества о герое как об асоциальном типе, но его добрый характер. Потому в речи есть сленг, характерный для такого слоя, и проскальзывает что-то, что противоречит общему мнению – начитанность героя, много поступков Ладушкина, которые «готовят» читателя к самому главному событию.
2. КОРРЕКТИРОВАНИЕ
4 – 5 фаза: корректирование и первый показ
1) Вычитка. Обычная чистка опечаток, орфографических, пунктуационных, грамматических, синтаксических ошибок или недочетов.
Почему вычитка в конце? Потому что в процессе редактирования многое может поменяться.
2) Показ. Как я уже сказал, все фазы я могу делать одновременно. Но много раз убеждался, что, вернувшись к рассказу примерно через неделю, месяц, я снова нахожу что-то, что можно поправить. Процесс-то бесконечный. Тут главное – вовремя остановиться. Потому я вычитываю один раз, а потом:
– показываю рассказ двум очень дорогим мне и ужасно честным в отношении моего творчества людям;
– еще раз правлю рассказ по их замечаниям.
3) Повторная вычитка. Закрываю файл хотя бы на пару суток, затем еще раз читаю.
Вот теперь можно завершить условный график написания рассказа.
4. ЧИСТОВИК. ПУБЛИКАЦИЯ
Чистовик готов.
Я публикую рассказ, к примеру, на сайте, жду комментариев, правлю, если читатели дают дельные советы, отправляю его на конкурсы, в разные сборники, журналы, рекламирую рассказ и т.д.
Все ли? Не знаю. Рассказ начинает жить собственной жизнью. И когда мне вдруг приходит письмо от читателя через год или два после публикации: «спасибо вам за «Мошку в янтаре», – это счастье.
Да, рассказ живет своей жизнью… А у меня все начинается сначала.
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература