Такой отклик можно найти в комментариях ко многим статьям. Причем о чем угодно.
Женщина в автобусе не захотела подвинуться и старушка стояла, потому что не могла пройти к окну. Не просила, не скандалила, не требовала. Просто тихонько стояла в стороне. Большинство её осудило. "Зачем с сумкой на колесиках ехала?" " Все бабки- грымзы, не через одну!" " А мне её не жалко!" И т.д. и т.п.
Что такое- жалость? Сострадание, способность сопереживать тому, кому тяжело или плохо. Если человек считает пожилую женщину "грымзой", то и жалости он не испытывает. Только раздражение и злость.
Автору в юности шили бог знает сколько времени юбку? "Терпила". "А мне её не жалко". Мне тоже. 40 лет прошло. Юбка- пустяк. Совершенно не повод для жалости. Но и для злости повода нет.
Девушка крайне неудачно вышла замуж? "Не жалко! Смотреть надо было, за кого выходит!" "Дура". Много чего написали.
Родители потеряли пьющего, но единственного и любимого сына? Тоже не жалко. "Сами виноваты". "Воспитали плохо". Совсем не факт. В очень хороших семьях бывают пьющие дети. И родители в этом не виноваты. Плохому не учили, примера дурного не подавали, ребенка любили, воспитывали.
И бОльшая проблема, как мне кажется, не у того, кого не жалко, а у тех, кому не жалко. Что-то у них неладно, курс сбился. Потому что даже бессловесное животное способно испытывать сострадание, и не только к сородичу.
Кот защитил ребенка от напавшей собаки. Собака защищает человека или вытаскивает тонущего из воды. Даже не хозяина иногда, а иногда и не человека. Человек лезет в ледяную воду, чтобы спасти собаку, провалившуюся под лед. Водитель выходит из машины, чтобы перевести старого человека через дорогу- это нормально. С этими людьми все в порядке. Они способны к состраданию и сопереживанию. Они готовы помочь, когда нужно. Это-Люди. И те, кому не жалко, тоже- люди. Просто что-то с ними не так. Куда-то делась способность сочувствовать и сопереживать. Этих людей жалко, потому что они лишены таких важных человеческих качеств.
... В 20 с небольшим я попала в травматологию. Операция на коленном суставе и на несколько дней я стала "лежачей". Вроде, молодая, относительно здоровая, а беспомощна. Ни в столовую сходить, ни к бачку с кипяченой водой. Еще и нога болит! И я завишу от окружающих. Кто-то подаст стакан воды, а кто-то скажет:"Я сама больная!". И не подаст. Кто-то позовет медсестру, а кто-то откажется. И вот в этот момент беспомощности и болезни я вспоминала, как думала иногда в транспорте:"Ну почему я должна уступать место? Я же тоже устала." И только в травме поняла, как это несравнимо: немощь и усталость. "Да я всю оставшуюся жизнь стоять буду, мне не трудно,- думала я,- лишь бы здоровье было. Пусть сидят старые и больные". И больше никогда у меня не возникало мысли:"А чего это? Я тоже сидеть хочу!" Как отрезало.
В отделении работали разные медсестры, я их не помню. Только одну. Невысокая женщина, на вид лет сорок. Мы, молодежь, звали её "тетя Галя". Одни выписывались, другие поступали и начинали называть её, как все. Тетя Галя обладала повышенной эмпатией. К прооперированным сто раз подойдет, спросит:"Как ты?" Поможет всегда. Для нас, молодых, - "тетя Галя", для людей постарше- "сестричка", для стариков- "дочка, Галочка". И добрая Галочка помогала всем. Как же мы были ей благодарны! Мы все нуждались тогда в доброте и сострадании. Тетя Галя замечала все и поступала, как ей сердце подсказывало. Как-то вечером зашла в палату, подошла ко мне с шприцем, спрашивает тихонько:
-У тебя сильно нога болит?
-Нет.
-Можно я твой промедол Нине уколю? У неё сильно. А ей промедол отменили.
Я и сама видела, что соседка по палате места себе не находит.
-Колите. У меня почти прошло.
Ну, не по закону, по состраданию и сочувствию она так поступила. И не важно, что Нина пила и попала под машину в пьяном виде, что "сама виновата". Тетя Галя не судила страдающего человека, ей БЫЛО ЖАЛКО. Вреда от обмана не было. Через день и Нине полегчало.
Это очень важно, когда рядом с тобой люди, способные на понимание и сострадание. И для тех, кому никого не жалко, тоже.