Найти в Дзене

И снова про СВО. Большой анализ, часть 3. Военная составляющая, фаза первая

Продолжаю публикацию большой статьи, посвящённой Специальной Военной Операции ВС РФ на Украине. Первая часть
Вторая часть В прошлых частях мы ещё раз поговорили о сторонах конфликта, предпосылках для его перехода в горячую фазу и подготовительном этапе. В этой и следующих частях поговорим об основной фазе операции, разбирая различные её составляющие. Надеюсь, некоторые вопросы по происходящему у вас снимутся. Если же нет - пишите в комментариях, попробуем их обсудить (в рамках действующего законодательства, разумеется). Букв в этот раз будет много, но разделить текст ещё сильнее, не повредив его целостность, возможности нет никакой. Посему - желаю всем приятного чтения. Немного хроники После обмена заявлениями президентов России и Украины и непоследовавшей за ними разряжённости на боевых позициях и началась военная часть - по тому самому сценарию, который, как и сами заявления, описан в прошлой части статьи. Я только лишь добавлю свои предположения о том, что скорость выполнения операц
Оглавление

Продолжаю публикацию большой статьи, посвящённой Специальной Военной Операции ВС РФ на Украине.

Первая часть
Вторая часть

В прошлых частях мы ещё раз поговорили о сторонах конфликта, предпосылках для его перехода в горячую фазу и подготовительном этапе. В этой и следующих частях поговорим об основной фазе операции, разбирая различные её составляющие. Надеюсь, некоторые вопросы по происходящему у вас снимутся. Если же нет - пишите в комментариях, попробуем их обсудить (в рамках действующего законодательства, разумеется). Букв в этот раз будет много, но разделить текст ещё сильнее, не повредив его целостность, возможности нет никакой. Посему - желаю всем приятного чтения.

Немного хроники

После обмена заявлениями президентов России и Украины и непоследовавшей за ними разряжённости на боевых позициях и началась военная часть - по тому самому сценарию, который, как и сами заявления, описан в прошлой части статьи. Я только лишь добавлю свои предположения о том, что скорость выполнения операции могла позволить нормально начать посевную на довольно большой территории, что позволило бы в будущем максимально нивелировать вопросы с продовольствием.

Сравним планы с реальностью

Если судить по скорости продвижения, всё поначалу шло согласно утверждённому плану. Результатом этих продвижений стали занятие всей территории Херсонской области и части Запорожской области (Мелитополь; Бердянск – который, к слову, позже использовался как база снабжения; Запорожская АЭС и город Энергодар), а также части Черниговской, Сумской, Киевской и половины Харьковской областей. Сюда же – довольно быстрое и успешное продвижение как по территории ЛНР, так и в направлении Мариуполя. Однако, планы срабатывали, скажем так, не на 100%. Причин здесь несколько, но об этом чуть позже.

Карта Украины с указанием военных аэродромов, по которым были нанесены ракетные удары. Нас на этой карте сейчас интересует то, что закрашено красным - это территория, которую в марте 2022 года по официальной информации контролировали вооружённые силы РФ и ЛДНР.  Взято отсюда: https://vk.com/war_news?w=wall-23956241_2043357
Карта Украины с указанием военных аэродромов, по которым были нанесены ракетные удары. Нас на этой карте сейчас интересует то, что закрашено красным - это территория, которую в марте 2022 года по официальной информации контролировали вооружённые силы РФ и ЛДНР. Взято отсюда: https://vk.com/war_news?w=wall-23956241_2043357

Пока что о следующем вполне логичном (с той стороны) шаге, который Украинская власть уже предпринимала ранее. Запахло жареным? Проси переговоры. Первое же заявление Зеленского после начала спецоперации: “Я звонил Путину, он не отвечает”(кстати, для контраста советую смотреть это обращение вместе с вот этим отрывком из военной сводки, которую Зеленский сообщал в тот же день). Так продолжалось несколько дней, потом украинская сторона направила запрос на переговоры через МИД. В итоге, переговоры, пусть и не сразу, но начались. Отдельно на них мы также остановимся ниже, сейчас пока - общая информация. Посему отмечу здесь только, что продвижение Российских войск останавливалось во время переговорного процесса лишь один раз - и в тот раз украинская делегация на переговоры не явилась. После этого все приостановки закончились - за исключением гуманитарных пауз, которые, впрочем, не имеют отношения к самим переговорам.

Кстати, раз уж зашла речь о переговорах - рекомендую к ознакомлению интервью официального представителя МИД России Марии Захаровой радиостанции “Радио Комсомольская Правда”. Ознакомиться с выдержками и послушать само интервью можно здесь

Мария Захарова в студии радио "Комсомольская правда". Фото: Иван Макеев, оригинал взят из статьи, ссылка на которую расположена выше
Мария Захарова в студии радио "Комсомольская правда". Фото: Иван Макеев, оригинал взят из статьи, ссылка на которую расположена выше

Итак, что мы имеем к моменту окончания активного продвижения войск РФ во время первой фазы операции:

  1. Как я уже сказал - заняты (условно) Херсонская, Черниговская и Сумская области - целиком, Киевская, Харьковская, Николаевская и Запорожская области - частично. Территория ЛНР освобождена на 93%, ДНР - на 54%.
  2. Блокированы (полностью, либо частично) следующие города: Киев, Харьков, Чернигов, Николаев, Кривой Рог, Мариуполь. Взяты под контроль: Мелитополь, Херсон, Бердянск.
  3. В общем и целом, глубина проникновения ВС РФ составила до 200 км от границы РФ и Украины. При этом, по средневзвешанной оценке, под контролем ВС РФ находилось около трети территории Украины.

А вот - действия, предпринятые за то же время Украинской стороной:

  1. Призыв “под ружьё” резервистов
  2. В ряде населённых пунктов, включая Киев - раздача вооружения всем желающим; про ограничения в выдаче оружия и патронов информация отсутствует, зато есть фотография человека, везущего на велосипеде несколько единиц стрелкового оружия (размещена ниже). Постановка или нет - сказать затрудняюсь.
  3. Объявление мобилизации заключённых: амнистия в обмен на защиту страны с оружием в руках.
  4. Перевод в “боевой режим” соединений территориальной обороны - полувоенных групп, которые также должны были оказывать сопротивление “агрессору”.
Этот снимок, предположительно, бойца теробороны из города Сумы, облетел в конце февраля весь интернет
Этот снимок, предположительно, бойца теробороны из города Сумы, облетел в конце февраля весь интернет

Дальнейшее движение закончилось по целому ряду причин. Приведу лишь часть из них:

  1. Военная группировка, занятая в проведении операции, обеспечивала контроль занятой территории в расчёте примерно 1 человек на 1 квадратный километр.
  2. Как уже писал выше, удаление отдельных воинских соединений от границы было приличным, что требовало решения вопроса снабжения. Причём сюда входили не только задачи поставки боеприпасов и эвакуации раненых, но и подвоз запчастей для ремонта военной техники в полевых условиях
  3. Лояльность местного населения и элит к вошедшим на территорию Украины российским войскам оказалась ниже ожидаемой. Поэтому ряд населённых пунктов даже приходилось блокировать, или возвращаться к ним несколько раз.

При таких условиях наиболее оптимальным решением была зачистка тылов - то есть взятие под контроль как минимум тех населённых пунктов, которые являются более-менее критичными для безопасного прохождения тыловых колонн. Но это ещё полбеды: международная ситуация вокруг конфликта начала изменяться. И вот уже по территории Польши идут военные колонны в стороны границы с Белоруссией и Украиной, а сами польские дипломаты пока ещё аккуратно, но заявляют о том, что западные территории Незалежной когда-то были частью Польши. В такой ситуации нельзя не вспомнить 1939 год. Напомню: 17 сентября 1939 года войска СССР вошли на территорию Польши, правительство которой к этому моменту вот уже 10 дней находилось неизвестно где. Польскому послу была вручена соответствующая нота, в которой говорилось о том, что, поскольку правительства Польши более не существует, само государство Польша также перестаёт существовать, а территория становится “предоставленной самой себе”. Исходя из этого, с целью защиты жизни и имущества населения Западной Украины и Западной Белоруссии, и были введены войска. В результате - Львов, Брест и другие города стали территорией Украины и Белоруссии.

А теперь, внимание, вопрос: что, чисто гипотетически, мешает Польше сделать то же самое в случае захвата Киева вооружёнными силами РФ, и, как следствие, лишения Украины своих государственных институтов? Да, разумеется, была вероятность того, что столица из Киева переедет во Львов (тем более, что Верховной Радой Украины уже был принят закон, разрешающий парламенту страны находиться не в Киеве). С другой стороны, если Россия действительно ставила в этой операции цели по денацификации и привлечению к ответу виновных в событиях на Донбассе, в Одессе, Харькове и других городах, то вряд ли в интересах нашего командования было просто так дать и выйти из Киева тем, кто принимал решения по действиям в вышеуказанных регионах. А эти люди были в составе правительства Украины. Добавим сюда ещё и тот факт, что с падением Киева сопротивление как ВСУ, так и так называемых “добробатов”, в числе которых уже не только националисты, но и уголовники, вряд ли сойдёт на “нет”, так что продвижение к западным регионам не будет таким быстрым, как “прогулка” по Харьковской или Херсонской областям. Ну а также добавим сюда, к примеру, информацию о минировании дамбы в районе Вышгорода (немного выше Киева по течению р. Днепр). С учётом всего этого, получается загогулина в лучших традициях ЕБН (Ельцына Бориса Николаевича).

Конечно, сейчас уже звучат другие слова и принимаются другие законы. Например. 22 мая президент Украины Владимир Зеленский сообщил об инициативе присвоить гражданам Польши "особый статус, без права голосования" на территории Украины. Пока, правда, не совсем понятно, что этот закон будет из себя представлять (текст самого законопроекта я, к сожалению, не нашёл, а комментировать слухи желания нет), но, с учётом принципа "лишь бы не с Москалями", который в последнее время превалирует среди элит Незалежной, можно предположить, что речь может пойти о добровольном присоединении той части Украины, которую получится удержать (то есть той части, которая лояльна Западу), к Польше. Впрочем, как я уже сказал, это пока всего лишь домыслы, так что сейчас мы на них останавливаться не будем и вернёмся к разговору о планах и их реализации.

Почему ушли войска

Как видим, совпадение планов с реальностью, мягко говоря, не полное. Плюс появляются дополнительные факторы, которые требуют пересмотра этих самых планов. Командование СВО повысило приоритет задач по обеспечению безопасности на занятых территориях, а также решило сосредоточиться на тех направлениях, которые требуют большой концентрации войск. Основным из них является Донбасской направление - то есть очистка от ВФУ территорий ЛНР и ДНР. С учётом численности имеющейся там группировки и прогноза возможных резервов, концентрацию войск там необходимо было усиливать. Насколько я могу понять, вероятность такого варианта прорабатывалась заранее, поэтому вопрос с установкой контроля над рядом населенных пунктов и не спешил решаться. Просто чтобы избежать лишних жертв среди гражданского населения при переходе территорий обратно под контроль Украины, если это потребуется. В то же время там, где такой контроль был стратегически необходим (например, Херсон, контроль над которым обеспечивает поставку воды в Крым по Северо-Крымскому каналу), эти действия предпринимались более активно. С этой позиции становится понятно, почему, например, те же Сумы так и не были взяты к моменту написания этой статьи. В общем, тот отвод войск, про который 29 марта в Турции сказал заместитель министра обороны Александр Фомин, был, на мой взгляд, спланирован заранее, а его подача преследовала не только военные цели. Подробнее об этом позже, а сейчас закончим с военной составляющей.

О выводах первой фазы

И поговорим мы о выводах, которые сделало руководство Украины. По моим ощущениям, они довольно быстро поняли, что противопоставить 200-тысячнной группировке войск с учётом отсутствия воздушного господства и уничтоженной стационарной ПВО (пусть не полностью, но тем не менее - в достаточной степени для того, чтобы ВКС РФ чувствовали себя уверенно в украинском небе) им особо-то нечего. Вернее, как: возможности ведения боевых действий, конечно же, есть. Но только лишь своими силами успеха добиться не удастся. Потому и начались попытки мобилизовать максимально возможный ресурс через тех, кого Украина считала (и считает) своими союзниками. Тут и лоббирование вопроса поставок оружия, и привлечение наемников, и всё остальное. Вопросы ввода санкций я здесь вывожу за скобки, ибо это не касается усиления войск Украины. Об этом также поговорим в следующих частях статьи.

В тот же момент, когда стало понятно, что тактика противника меняется, командование Украины решило сделать две вещи. Во-первых, усилить пред-Донбасскую группировку войск ( для этих целей были попытки переброски в Днепропетровскую область воинских частей из Киева и с других направлений, наступления на которые ожидается не "прямо сейчас". Параллельно с этим была активирована тактика "подкошмаривания" приграничных территорий. Причём целями выбирались плохо охраняемые объекты как на территории России и ЛДНР (там, кстати, эта тактика вообще не прекращалась), но и на "бывших" своих (или как они их называют - "временно оккупированных") территориях. Певый известный мне пример реализации такой тактики - это удар вертолётами по гражданскому нефтехранилищу в Белгороде 1 апреля. Причём поначалу к этой части плана добавилось уже знакомое "они сами себя обстреляли", но потом удары стали признаваться, да и мысли о пересечении границы войсками Украины тоже стали звучать снова. Если я правильно понимаю замысел командования, цель подобных действий довольно проста: вынудить Россию выделить силы на охрану всех объектов жизнеобеспечения (ибо их много, а по какому именно будет нанесен удар предсказать невозможно), тем самым оттянув часть сил с Донбасского ТВД. Это бы, безусловно, могло сработать, если бы... у России не было резервов. В итоге количество сил СВО на Донбассе не уменьшилось, а вооруженные силы РФ начали наносить удары по тем позициям, с которых "прилетает". Поскольку подобными "покусываниями", похоже, занимаются небольшие мобильные группы, такой удар не требует много сил. Таким образом, здесь можно говорить разве что о позиционном обмене ударами на разных направлениях и тренировке для наших регулярных частей ПВО.

Фото российских систем ПВО в полевых условиях. Взято из интернета
Фото российских систем ПВО в полевых условиях. Взято из интернета

А вот с вооружением и наемниками успех, вроде как, выглядит несколько лучше. Сводки о пленных регулярно содержат информацию о захвате или уичтожении то тут, то там, граждан третьих стран, воюющих на сторне или в составе ВФУ. То же и с вооружением. Причём если происхождение подбитых Т-72 ВСУ установить сложно (ибо к началу СВО они были на вооружении Украины, но также их поставляли в эту страну и другие бывшие страны соцлагеря), то броневики Varta или же легендарные "Джавелины" точно завозные. То же касается, кстати,и турецких беспилотников Bayraktar, которые российское ПВО сбивало на всех направлениях движения войск. Да и, что уж лукавить, западные "союзники" чем дальше, тем более открыто говорили о военной поддержке Украины. Казалось бы, можно перекрыть эти поставки несколькими ракетными ударами. Но здесь тоже есть свои нюансы. Во-первых, нужно всё-таки учитывать, что СВО не является войной против украинского народа. Во-вторых, так или иначе восстанавливать инфраструктуру страны после окончания боевых действий придётся. Именно поэтому российские военные порой действуют сверхаккуратно, не уничтожая лишний раз на мостах и узловых станциях, но ведя разведку и уничтожение складов вооружения и ГСМ, а также производственных мощностей, которые могут использоваться для восстановления или поддержания боеспособности ВФУ. Но это ещё не всё нюансы. Третий - это модификация путей снабжения Украины. Например, когда руководство страны увидело, как авиация и Калибры уничтожают эшелоны с военной техникой, вагоны с таким грузом стали цеплять к пассажирским поездам. Отмечу, правда, что документального подтверждения этой информации у меня нет, но, с учётом информации об использовании мирных жителей в качестве прикрытия в разных городах (РСЗО на Крещатике, танки рядом с домами в Харькове, минирование выездов из нескольких городов, а также расстрел машин, пытающихся выехать по "неправильным" коридорам), это вполне возможно. В любом случае прошу рассматривать это всего лишь как пример, позволяющий успешно доставлять новую технику и боеприпасы в оперативный тыл ВФУ. И, ксати, в этом есть две положительные вещи, если смотреть на перспективу. Перввая заключается в том, что это вооружение не остаётся полностью на западной Украине, а распределяется по стране. Следовательно, когда ВС РФ выйдут в западные регионы Украины, военно-технической ресурсов там будет меньше. И второй момент - отсутствие железнодорожного сообщения затруднит перемещение мирных жителей. С одной стороны, это, казалось бы, последнее, о чём надо думать при проведении подобных операций. С другой - это очень жирный подарок, на порядк усложняющих штурм любого города, оказавшегося на передовой. Ну и вишенкой на торте - более сильное ресурсное истощение спонсоров ВФУ.

Американская гаубица M777, поставляемая США по договору Ленд-Лиза вооружённым формированиям Украины
Американская гаубица M777, поставляемая США по договору Ленд-Лиза вооружённым формированиям Украины

На этом на сегодня всё. В следующей части статьи поговорим об информационной составляющей, а к военной теме ещё вернёмся в будущих частях статьи.

Чтобы не пропустить, или при желании оставить комментарий - подписывайтесь на наш канал, и не забудьте про канал в Telegram - там можно найти оперативные новости обо всех наших ресурсах. А если материал понравился - мы будем рады вашей поддержке.

#rgoblin размышляет #россия #украина #нато #СВО #геополитика