Найти в Дзене
Петербургский Дюма

О НАФТАЛИНЕ

В 1899 году был реализован первый и, как говорят специалисты, самый яркий выставочный проект Императорской Академии наук по случаю столетия Александра Сергеевича Пушкина. Тогда публике представили заботливо собранную иконографию поэта с его современниками. После 1917 года портреты были реквизированы у владельцев и переданы в Пушкинский дом.

Заведение со временем разрослось в Институт русской литературы Российской Академии наук, при котором существует Литературный музей. В 2022 году в рамках ежегодной Ночи музеев там провели выставку "Точка отсчёта: юбилейная Пушкинская выставка 1899 года как прообраз Пушкинского дома".

И вот я смотрю на современную выставку, читаю восторженную авторецензию куратора "и автора идеи", как она скромно представляется; читаю обещание "повторить этот проект к очередному пушкинскому юбилею" (смелый взгляд в 2049 год), поскольку "подобрался очень интересный материал"...

...а потом читаю описание выставки 1899 года, смотрю на тогдашние фотографии — и, мягко говоря, недоумеваю.

-2

Первая юбилейная выставка состоялась в XIX веке. Сейчас на дворе XXI век. Так почему же больше 120 лет назад экспозиция выглядела интереснее?

Почему при головокружительных возможностях современной техники, при колоссальном отечественном и зарубежном опыте выставочной деятельности, при множестве самых замечательных приёмов, позволяющих свежо и неожиданно представить экспонаты, — у нас до сих пор восторгаются достижениями позапрошлого века?

Что за великое искусство — год за годом раскладывать под стеклом в шахматном порядке сколько-то книг, рукописей и акварелей?

Для кого весь этот нафталин, кроме кучки знакомых куратора с других площадок, где делают то же самое?

Что и кому они пытаются сказать своим копошением, чего хотят добиться?

Бюджетный междусобойчик всерьёз рассчитывает вызвать интерес у экскурсантов, которые насмотрелись на такое в районных краеведческих музеях по всей России? Или верит, что унылые экспозиции пробудят хоть одну душу? Заронят искру культуры, откроют сакральные знания?..

Полвека назад, в 1970-х, пародисты Даниила Хармса писали:

"Пушкин сидит у себя и думает: «Я гений, и ладно. Гоголь тоже гений. Но ведь и Толстой гений, и Достоевский, царствие ему небесное, гений. Когда же это кончится?» Тут всё и кончилось".

А сейчас хочется, чтобы кончилась выставочная профанация, от которой, как 100 лет назад писал сам Хармс, уже тошнит.

-3