Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии капитану Александру Кончину присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился тов. Кончин в 1918 году, в Ярославской области. Учился в строительном институте. Мечтал стать инженером... Но вот грянула война. Он встал на защиту любимой Отчизны. Прошел славный боевой путь, путь большевика — скромного и честного, отважного и пламенного.
О последних его боевых делах, о подвигах здесь будет итти речь.
Это было в январское утро 1945 года. До начала нашего наступления оставалось не больше часа. Проходя по траншее и вглядываясь в бодрые лица бойцов, ожидавших приказа, гвардии капитан Александр Кончин думал: все ли он — заместитель командира батальона по политической части — сделал для того, чтобы его воины с честью выполнили боевую задачу? Да, кажется, все. Собрания партийного и комсомольского активов прошли хорошо. За день до этого была встреча стрелков с артиллеристами и самоходчиками. Обсуждались взаимодействия. Агитаторы провели беседы о мести врагу, о славных традициях нашей части и ее героях, организовали встречи бывалых воинов с молодыми. Что еще? Партийные и комсомольские силы расставлены. В каждом взводе есть коммунисты и комсомольцы. Боевая задача доведена до сознания каждого красноармейца.
Пройдя на левый фланг, побеседовав с бойцами и убедившись, что задачу все они знают, гвардии капитан Кончин вернулся в автоматную роту. Он будет в наступления с ней. Она — штурмовая.
Вот по траншеям от бойца к бойцу полетели слова команды:
— Приготовиться к атаке!...
Гвардии капитан Александр Кончин подошел к лучшим воинам, которым поручено нести красный флаг. Это они — комсомольцы Давыдов, Бабин и Степанович — пойдут впереди наступающей цепи с алым флагом.
— Ну, друзья, идем в бой. За вами поднимутся и пойдут все, — заговорил Кончин. — Будьте, родные, героями. Помните, что этот флаг, который вы понесете, будет символом нашей победы.
— сказал и обнял по очереди каждого комсомольца, крепким отцовским поцелуем благословил на подвиг.
В это время по траншее проносили овеянное славой гвардейское знамя. Бойцы и офицеры снова повторяли пламенные слова военной присяги и клялись у гвардейского знамени добить проклятых фашистов.
— Гвардейцы! Вперед, на штурм врага! — раздался приказ командира.
Могучей волной рванулись гвардейцы вперед.
Вместе с бойцами шел и политработник Александр Кончин. С пистолетом в руке, стройный и подтянутый, он внушал бесстрашие веру в победу.
Преодолена первая линия вражеских траншей. Затем вторая, третья...
На подступах к станции Н. противник оказал особенно яростное сопротивление. Сильный пулеметный и артиллерийско-минометный огонь прага замедлил продвижение правого фланга. Гвардии капитан Кончин немедленно бросился туда.
— Товарищи! Гвардейцы! Вперед, за мной!
Увидев перед собой фигуру любимого политработника, увлеченные его страстным порывом, гвардейцы снова бросились вперед. Быстро выйдя из зоны артиллерийско-минометного обстрела, советские воины почти без потерь ворвались на станцию. Важный узел дорог и сильный опорный пункт обороны немцев был взят.
Бой не утихал. Преследуя и громя проклятых гитлеровцев, сталинские гвардейцы настойчиво продвигались на запад. Политработник тов. Кончин в этих трудных условиях делал все необходимое, чтобы воодушевить бойцов на новые подвиги. Он с помощью партийного и комсомольского актива организовал проведение бесед о нашем великом наступлении, о любимой Родине, выпуск листков-молний, митинги над могилой павшего героя, волнующие рассказы вызволенных из фашистской каторги советских граждан, чтение статей Ильи Эренбурга и многое другое.
...Ломая упорное сопротивление врага, наши части быстро продвигались к логову фашистского зверя. Но вот встретилась преграда — быстрая и глубокая река.
Командир подразделения офицер Умаров вызвал к себе т. Кончина.
— С хода надо переправиться, — сказал он, — как думаешь, осилим?
— Конечно осилим. Сейчас пойду поговорю с коммунистами.
Через час началась переправа. Первыми бросились в воду офицер Елкин, за день до этого принятый в партию, и комсомольцы Овчинников, Лагутин. Враг вел пулеметный и артиллерийско-минометный огонь. Положение создавалось исключительно напряженное. Тогда Кончин подошел к командиру и сказал:
— Я переправлюсь, организую на том берегу оборону. Будем держать плацдармы, пока переправятся все бойцы.
— Хорошо. Действуй!
Выскочив из окопа, политработник крикнул:
— За мной, гвардейцы! — И бросился в еще незамерзшую реку.
За ним последовали коммунисты, комсомольцы группа наиболее отважных бойцов.
Форсировав водную преграду, Кончин быстро организовал оборону. Противник не замедлил перейти в контратаку. Но безуспешною Горстка бойцов во главе с т. Кончиным с успехом отбила ее. Семь раз фашистская сволочь контратаковала наших гвардейцев. Но советские воины стояли твердо, незыблемо. Героическим поведением Александр Кончин вдохновлял бойцов на подвиги. Они удержали плацдарм, и дали возможность переправиться всему подразделению.
Родина по достоинству отметила великие дела пламенного политработника Александра Кончина, его умение воспитывать красноармейские массы и личным примером воодушевлять их на подвиги. Его грудь теперь украсят Золотая Звезда, орден Ленина, два ордена Красного Знамени и медаль «За оборону Сталинграда».
Герою Советского Союза гвардии капитану Александру Кончину — слава!
(1945)