Найти тему
Записки москвитянина

ПОЛУУЛЫБКА ЛАНОВОГО

Впервые на моей памяти увидел достойное празднество так называемого Дня России в поездке - в городе Керчи.

Официальный праздник отметили не речами и размахиванием триколорами, не дежурным концертом (в Москве, например, на Красной площади всю филармонию открыл Николай Басков совершенно безликой песней – дальше и смотреть неохота!), а открытием памятника выдающемуся советскому актёру и общественному деятелю - Василию Лановому (автор – Салават Щербаков). В самом центре города, у театра имени А.С. Пушкина, который давно стоит в строительных леса, собрался истинный цвет Города-Героя, приехали достойные гости, начиная с народной артистки России – вдовы Ирины Купченко, чтобы горячо вспомнить почётного гражданина Керчи. Это звание неизменному члену и председателю жюри фестиваля «Боспорские агоны», который проводится с безвременья конца 90-х, было присвоено в 2019 году решением Керченского горсовета за «личный вклад в развитие русской культуры и искусства, патриотическое воспитание подрастающего поколения». Успели до пандемии и всех потрясений…

Ирина Купченко открывает памятник мужу (Работа С. Щербакова)
Ирина Купченко открывает памятник мужу (Работа С. Щербакова)

Понятно, что всё действо началось под песню из кинофильма «Офицеры» - «От героев былых времён…». Ирина Петровна вспомнила, что он, по сути, и уходил под эту песню: «Когда мы лежали в больнице (два раза сказала во множественном числе «мы» – А. Б) шла подготовка к 50-летию фильма «Офицеры», Василий Семёнович обещал принять участие в программе, а память начинала отказывать, и он просил меня, медсестёр повторять эту песню, чтобы спеть, не сбиваясь.. Так и не вышло её исполнитьь…Что ещё хочу сказать: может быть, были актёры гениальнее, но ему народ верил, как никому. Он был больше, чем актёр…».

И публика – понимающе стала аплодировать. Зазвучал голос самого артиста, который высоко ценил этот необычайный фестиваль (ведь агоны – это соревнования, которыми были пронизаны все сферы культуры и спорта в Древней Греции). Вот что, в частности он подчёркивал: «Это удивительно полезный фестиваль, потому что все ценности культуры древности, которые были связаны с теми временами, с временами тысячелетия назад, вот мы их здесь наблюдаем, любуемся, сравниваем. И не всегда отдаем предпочтение нашим культурным вещам». Справедливость этих слов подтвердило пышное действо в честь открытия на горе Митридат, на городище Пантикапей. Всё было – эффектно, красочно и прикольно – в духе времени: декорации с колоннами, мультимедийные эффекты, свето-шумовые установки и особый фонтан по кромке сцены, привезённый аж из Екатеринбурга, поскольку в открытии участвовало аж 169 участников Екатеринбургского государственного театра эстрады. Лазерные проекции позволили и здесь спроецировать на экранах обращение Василия Ланового.

Церемония открытия XXIV Международного фестиваля античного искусства «Боспорские агоны» была посвящена… трудно даже сказать чему – про историю города Керчи мало, про современность ни слова, если не считать таковой привет Борису Гребенщикову в Израиль, который, по данным СМИ, перевел на нужды украинской армии 12 млн… долларов. Само действо так и называлась по манерной песне БГ: «Город золотой»:

Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят,
Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад…

Ну, его дорогой в дивные ветхозаветные сады шагать не следует. Интересно, что и этот давнишний текст требует редактуры:

Тебя там встретит огнегривый лев,
И синий вол, исполненный очей…

Этот «вол, исполненный очей» - исполнен не по-русски, как, впрочем, многое в судьбе Гребенщикова…Ну, и на представлении звучали весьма посредственные, напыщенные стихи, к тому же противно прочитанные. Пафос и многозначительность хлестали через край:

БГ вспомнили в Керчи. ПОслали привет в Израиль...
БГ вспомнили в Керчи. ПОслали привет в Израиль...

Душа – тепла комочек,

Коль ею мы живём…(?)

Или такой перл: «А достиженью цели – не предела». Как это? Перестал вслушиваться, чтобы не терзать себя!

Татьяна Умрихина – автор идеи фестиваля, генеральный директор Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника и коренная крымчанка, что важно в России, где как специально тасуют кадры так, чтобы всем руководили приезжие, поздравив собравшихся под бюстом Василия Ланового с характерной полуулыбкой, особо подчеркнула, что 24-й праздник ещё раз напомнил в нынешних условиях о роли русского языка: «Ведь мы почти лишились его, нам навязывали украинский язык, хотя сам Лановой и говорил на мове, и спевал украинские песни, чтобы подчеркнуть единство наших народов, а по вечерам в музее, нам, ещё молодым, читал Пушкина, Блока, открывал великую русскую поэзию и культуру, самую великую и широкую – без всякого национализма!».

И ведь верно: украинство – это не всемирная отзывчивость, о которой говорил Достоевский, а сознательная, агрессивная узость, где вся античность сводится не к великой гуманистической традиции, растворённой в русской классике, блистательных переводах и театральных постановках из античных авторов, а к шуточной поэме «Энеида» Котляревского на малороссийском наречии как основе украинской литературы. Ну, посмеялись над парубком Энеем, а что дальше?

Об этом даже керченский грифон - не знает..

-4