Существуют надпрофессиональные качества сотрудника, наличие которых способно заменить собой или расширить профессиональные компетенции. В мире, который постоянно меняется и выдвигает все новые условия и правила, меняются и требования к сотрудникам: нужен все новый и новый набор компетенций. Как получить необходимую гибкость? Развивать метакомпетенции. Что это, почему о метакомпетенциях сейчас так много говорят, чем они отличаются от компетенций и мягких навыков, и почему они необходимы успешной компании – узнаете из материала.
С начала 21-го века началось тотальное внедрение компетентностного подхода. Если есть задачи, которые можно точно описать, то можно развивать и компетенции, позволяющие четко их выполнять, причем, даже если это задачи высокого уровня сложности, а не просто повторяющиеся действия. При этом появилась необходимость в том, чтобы деятельность была осознанной. Одних только навыков стало недостаточно.
Навык – это действия, выполняемые автоматически. Навыки позволяют качественно работать в привычной обстановке, но не в новой или нестандартной ситуации, требующей принятия решений. В таких ситуациях нужно то, что стали называть компетенциями. Узкие глубокие компетенции развить быстрее, чем воспитать специалиста широкого профиля.
Компетенция – это профессионализм в определенной области, который можно укреплять и углублять.
Компетентностный подход был ответом на вызов времени – частые изменения. Но изменения стали не просто частыми, а постоянными, а простую работу научились автоматизировать, и человеку достается более сложная деятельность. При этом требования к специалистам постоянно меняются: нужно обучение, но средства ограничены, а знания устаревают в течение нескольких лет. Если одной и той же цели можно достичь по-разному, стало важным не просто уметь справляться с задачами, а выбирать из всех возможных вариантов оптимальный. Компетентностный подход в такой реальности тоже требует актуализации.
Так появилась необходимость в метакомпетенциях.
Метакомпетенции – что это?
Представьте, что отличный специалист решил переучиться на новую профессию. Поможет ли ему его профессионализм и имеет ли значение, сколько лет его опыту в своей узкой специализации? Если нет, то что поможет? Вероятно, компетенции, которые выше функциональных, некие сверхкомпетенции – метакомпетенции. Они входят в структуру всех или большинства компетенций и представляют собой компетентность в ведущей деятельности человека, какой бы она ни была.
Исследователи считают, что если развить метакомпетенции и компетенцию «самообразование», ограничения компетентностного подхода будут устранены.
Чем же конкретно метакомпетенции отличаются от компетенций?
Компетенция – это результат профессионального опыта, который используется в ежедневной работе и может быть продемонстрирован здесь и сейчас.
Компетенции представляют собой комбинацию «умею – надо/можно – хочу»:
- Способности и навыки (умею).
- Контекст (надо и можно).
- Мотивация (хочу).
Все это вместе позволяет самостоятельно принимать решения и достигать планируемых результатов.
С метакомпетенциями все сложнее: о них говорят как о возможности более широко понять конкретную компетенцию.
Исследователи дают разные определения матакомпетенций, рассматривая их под разными углами:
- определяют метакомпетенции как способности, умения и личностные характеристики, лежащие в основе компетенций;
- считают метакомпетенцию надстройкой, облегчающей приобретение и развитие навыков;
- считают, что метакомпетенция базируется на знании своих сильных и слабых сторон;
- соотносят со структурой интеллекта.
Пример метакомпетенций:
1. Комбинированное мышление.
2. Предпринимательское мышление.
3. Креативные способности.
4. Умение сотрудничать.
5. Эмпатия и эмоциональный интеллект.
6. Управление концентрацией и вниманием.
7. Гибкость и адаптивность.
8. Настрой на развитие.
9. Способность рефлексировать.
Это неполный список, поскольку мир вокруг нас постоянно меняется, а вместе с ним - потребности в навыках, знаниях, умениях.