Эмоции – это энергия в действии, своего рода упаковка для энергии. Существует просто энергия, но она может переживаться нами как агрессия, злость, радость, счастье и т.д. Эмоции живут в подкорковых структурах головного мозга, а именно в лимбической системе.
У эмоций есть 3 основных функции:
- Сигнальная. Эмоции дают информацию о наших потребностях и то, как мы должны отреагировать на событие во внешнем мире.
- Регуляторная. Регулируют внутреннее напряжение, чтобы мы «не взорвались» от перенапряжения.
- Коммуникативная. Выражая эмоции, мы даем другим людям информацию о том, что мы чувствуем.
Эмоции делят условно на негативные и позитивные. Но, помните, что нет плохих эмоций.
Негативные эмоции. Они не плохие, они подсказывают нам о том, что событие, которое их вызвало нам не приятно, оно негативно.
- Злость - наши потребности не удовлетворяются, наши границы нарушают.
- Грусть - мы что-то потеряли; расстались со значимым человеком, устали, потеряли свой ресурс.
- Стыд/вина - мы сделали что-то плохое.
- Страх/тревога - событие, с которым мы не справляемся и нам нужно мобилизовать ресурсы. Любо событие, которое закончилось для нас негативно и нам нужно исправить эту ситуацию.
- Отвращение - вещь нам не нравится и нам нужно держатся подальше.
Позитивные эмоции, говорят, нам о том, что мы движемся правильно, источник ресурса рядом с нами.
- Радость
- Интерес
- Любовь
К чему приводит не понимание своих эмоций?
Список огромен: анорексия, булимия, алкоголизм, наркомания, депрессия, тревожность, панические атаки и т.д.
Как же так получается, что человек не может отличать, осознавать и выражать собственные эмоции, ведь это естественный физиологический процесс?
Когда ребеночек рождается, он как чистый лист, он не знает о своих эмоциях ничего. Задача родителей - быть проводником чувств, эмоций, состояний ребёнка в реальности. Т.е. отзеркаливать ему его же эмоции. Отзеркаливание может происходить 3 путями:
1. Адекватное отзеркаливание.
Когда родители называют то, что чувствует ребёнок. Пример, мама говорит малышу: Ты сейчас злишься, при этом сама сохраняет спокойствие. Ребенок понимает, что то, что происходит внутри — это злость. Чувствовать злость – нормально.
Итог: Человек будет психологически здоров.
2. Негативное отзеркаливание.
Родители называют чувство, возьмём туже злость и при этом дают негативную реакцию. Пример, злиться плохо. У ребёнка проводится связь - моё чувство плохое, нельзя его показывать.
Итог: Человек будет заменять "плохое чувство" на другое. Пример, злость он будет называть обидой.
3. Отсутствие отзеркаливания.
Это печальный случай. Когда эмоции ребенка никак не отзеркалены, то они возвращаются во внутрь и далее в жизни будут проявляться в виде соматических (телесных) реакций или вызывать тревогу.
Итог: фоновая тревога, под которой прячутся эмоции, которые нужно доставать и называть.
Если родители не смогли дать адекватное отзеркаливание вашим эмоциям в детстве, и сейчас вы не понимаете, что чувствуете, или ошибочно заменяете одно чувство на другое, не расстраивайтесь. Есть люди, которые могут быть вашими зеркалами, это психологи, задача которых ко всему прочему быть зеркалом для ваших эмоций и состояний.
#психология #психология личности #психология жизни #осознанность #счастье #советы психолога #эмоции