В истории нашей авиации есть драматические моменты, о которых горько вспоминать. Но и забывать о таких событиях нельзя. 18 лет назад разыгралась ужасная трагедия, унёсшая жизни 89 человек – членов экипажей и пассажиров двух рейсов, следовавших из аэропорта "Домодедово" в Волгоград и в Сочи.
В июне я побывала в Тульской области. Здесь, на месте падения одного из лайнеров около населённого пункта Бучалки, установлены памятный знак, памятный поклонный крест и часовня.
На памятном знаке перечислены имена погибших. В основании поклонного креста – фрагменты обшивки самолёта и привязного ремня.
Молодая трава, берёзовая рощица ещё не успели скрыть чёрную обгорелую землю, где были обнаружены крупные обломки.
Глядя на памятник, вспоминаю события того августа. Ещё 24 числа новостные ленты ничего тревожного не сообщали. Вечером этого дня самолёт Ту-134А-3 авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс", выполнявший рейс № 1303 по маршруту Москва – Волгоград, благополучно вылетел из столичного аэропорта. На его борту находились 35 пассажиров и восемь членов экипажа. Ещё один рейс под номером 1047 выполняла авиакомпания "Сибирь". На борту Ту-154Б-2 было 38 пассажиров и восемь членов экипажа. Борт направлялся в Сочи.
Первые сообщения о трагедии появились около двух часов ночи. Тогда речь шла о том, что отметки самолётов пропали с радаров. Первым нашли место падения Ту-134. Ту-154 обнаружили только в 08 часов утра. Выживших не было. Вплоть до этого момента оставалась надежда, что всё обойдётся. Не обошлось. Тогда же по радио и на ТВ начали появляться предположения, что таких совпадений, как одновременное падение двух самолётов, быть не может. Стало звучать слово теракт. В тот же день в аэропортах ужесточили досмотр пассажиров, а к расследованию происшествий подключились спецслужбы.
Потом следствие выяснило обстоятельства трагедии. Смертницы Аминат Нагаева и Сацита Джебирханова прилетели из Махачкалы. Вскоре они приобрели билеты до Волгограда и до Сочи, воспользовавшись услугами перекупщика билетов. Им удалось пронести на борт взрывные устройства, либо, что более вероятно, отдельные компоненты для сборки адских машин. Специалисты оценили мощность взрывных устройств в несколько сотен граммов в тротиловом эквиваленте. После взлёта и набора высоты смертницы произвели подрывы, взрывы прогремели практически одновременно. Ответственность за теракт взял на себя Шамиль Басаев.
В Ту-154 взрыв произошёл в районе 25 ряда кресел, в Ту-134 – около 19 ряда. Моментально произошла разгерметизация, практически сразу началось разрушение, хвостовые части отделились и падали отдельно. На землю упало множество мелких фрагментов, разлетевшихся на большой территории. Бортовые самописцы удалось найти сразу же. Сведения о том, что чёрные ящики найдены, журналистам сообщил представитель Центра общественных связей ФСБ России. У силовиков уже не было сомнений в истинных причинах события.
Расследование было достаточно быстрым. Не прошло и месяца, как были арестованы три человека: начальник дежурной смены авиакомпании "Сибирь", перекупщик билетов и дежурный оперуполномоченный по борьбе с терроризмом, работавший в аэропорту и не выявивший преступных намерений смертниц, несмотря на то, что он проверял их документы. Впоследствии суд приговорил первых двух обвиняемых к полутора годам колонии, оперуполномоченного – к семи годам лишения свободы. Басаев был ликвидирован летом 2006 года, успев организовать ещё несколько терактов.
2004 год собрал свою кровавую жатву. 6 февраля – взрыв в метро, на перегоне между Автозаводской и Павелецкой. 9 мая – подрыв стадиона в Грозном, тогда погиб президент Чечни Ахмад Кадыров. В июне, июле и августе террористы устраивали налёты на Назрань, Автуры, Грозный, ещё один взрыв прозвучал около метро "Рижская". С 1 по 3 сентября разыгралась самая чудовищная трагедия – была захвачена школа в Беслане.
Сегодня нам кажется, что это события давно минувших дней. Да, прошло немало лет. Но и теперь, бывая на местах трагедий, я чувствую, как сжимается сердце. Если будете в Тульской области не проезжайте мимо, остановитесь, вспомните.
Координаты 53°45′45″ с. ш. 38°46′53″ в. д.
#авиакатастрофа #ту134 #память #теракт #авиация