Приветствую вас!
В 30-х годах прошлого века, на Западе производство автомобилей было поставлено на поток и из предмета роскоши, они стали превращаться в средство передвижения. Гоночные болиды всегда были чем-то большим, чем средством передвижения, а высокие цены удерживали их в категории недоступных для простых смертных, предметом гордости и зависти.
Ну а у кого голова на месте и руки растут из правильного места, не нужны миллионы на дорогие игрушки. Этот контингент приобретал серийные недорогие автомобили, извлекал из них отяжелявшие детали, форсировал двигатель и отрезал всё лишнее. Строить самоделки в гаражах, мастеря болиды, руководствуясь лишь фантазией владельцев, словно вирус распространившийся по всем Штатам. Так появилось понятие «Kustom Kulture». Со временем она объединила в себе не только автомобили и мотоциклы, но и соответствующую атрибутику.
А пинстрайпинг* стал одним из основных способов украсить свой агрегат. Став особенно популярным в 50-е, пинстрайпинг появился значительно раньше. И здесь источники расходятся и в отношении географической родины явления, и в отношении даже приблизительной даты его рождения. Кто-то утверждает, что пинстрайпинг появился в XVI веке. Тогда рисунками из полос украшали повозки, кареты, даже корабли, и только с процессом колонизации эта техника нанесения рисунка добралась до Америки, а позже переместилась на автомобили. Некоторые источники точку отсчета существования пинстрайпинга видят аж в наскальных рисунках, обнаруженных в альпийских пещерах. Придерживаясь логики, что вся композиция здесь состоит из линий, а линия — две соединенные точки, что (если не брать во внимание пуантилизм) основа любого рисунка, не мудрено залезть еще и не в такие дебри.
Чтобы развеять мифы мы обратились к российским художникам, не первый год практикующим эту необычную для нашей страны технику рисования. «Пинстрайпинг появился в Штатах, в 30-х годах. Вырос он из явления под названием Signwriting — старых вывесок, разрисованных витрин, — рассказал нам художник Сергей Приходченко (более известный как Фэйки). — Здесь используются аналогичные кисти. Отличает их лишь размер: всё-таки машины меньше, чем билборды». В военные годы появился так называемый nose art — на носах самолетов изображали пин-ап девушек, давали истребителям имена. На тот момент большая часть пинстрайперов ударились именно в nose art: война — самолетов много — сиди, малюй, делай свой вклад в военную историю. Именно оттуда пошло рисование неких образов, персонажей — «героев», которые индивидуально придумывались для каждой машины. Из образов прошлых лет до сих пор популярен крыс Rat Fink, которого придумал Эд Рос (Ed «Big Daddy» Roth) — человек, внесший огромный вклад в пинстрайпинг.
Он был одним из пропагандистов пинстрайпинга и является одной из знаковых личностей в этой сфере, на ряду с другой персоной, о которой невозможно не вспомнить, повествуя об этой технике рисования. Самым громким из имен в пинстрайпинга должно было стать имя Кеннета Ховарда (Kenneth Howard), но стало Von Dutch (Вон Датч или — на голландский манер — Фон Датч), приблизительно переводимое как «Голландец». Впрочем, в обоих случаях речь идет об одном и том же человеке — человеке «ординарном, с экстраординарным видением». Так, с очень умеренной долей скромности, характеризует легендарного бунтаря, алкоголика и, конечно, мастера пинстрайпинга надпись на официальном сайте одноименного бренда. Уроженец южной Калифорнии, увлекавшийся кастомайзингом, начал расписывать мотоциклы, а затем и автомобили. Кенни даже мастерил оружие, которое с его натурой и антисоциальными наклонностями, граничившими чуть ли не с психическим нездоровьем, скорее всего, ему пригождалось.
Символом, ставшим прямой ассоциацией с Von Dutch, и сегодня остается летающий глаз — синоним того, за что ратовал художник, — внутреннего видения артистизма и свободы. Кеннет отрицал идею авторского права, возможно, еще и поэтому плоды его творчества до сих пор живы и влиятельны. «Используйте из моих работ любую, какую хотите. Ничто не оригинально. Всё — в нашем подсознании, мы просто „выбираем“ из этого что-то время от времени и думаем, что создали нечто уникальное. Гены заставляют нас интересоваться чем-то определенным больше или меньше, но ничто в сущности не оригинально. Копирайт и патенты, по большому счету, лишь выпендреж», — заявлял он. Кенни Ховард родился в 1929 году и окончательно спился к 1992 году. Рядом с «Von Dutch» теперь приписано «originals» и значатся буквы «TM». Бренд, под которым выпускается одежда и аксессуары, за милую душу эксплуатирует добрую волю художника свободно использовать все его произведения.
Кастомизация привела в пинстрайпинг и другую известную личность — Дина Джеффриса (Dean Jeffries).
Его история выглядит на фоне истории «Голландца» почти антитезой первой. Семья Дина переехала из города Осейдж, штат Айова, в Калифорнию, где его отец стал механиком. Позже, вступив в ряды американской армии во времена войны с Кореей, юноша оказался в Германии, где увидел, как сослуживцы и местные жители заказывали рисунки на свои мотоциклы. Вернувшись в родные края, Джеффрис устроился работать в автомастерскую шлифовальщиком и занялся пинстрайпингом. Следующим шагом для него стало открытие своего собственного кастом-шопа, успех которому принесла индустрия голливудского кинематографа. К делу Джеффриса присоединился его сосед Трой Руттман (Troy Ruttman) и одним из их первых клиентов оказался актер Джеймс Дин (James Dean), в частности, снявшийся в легендарном фильме «Rebel Without A Cause» в 1955 году (в российский прокат почему-то вышедший под названием «Бунтарь без идеала»). В один из сентябрьских дней 1955 года на принадлежавшей актеру Porsche 550 Spyder появилась выполненная Джеффрисом надпись «Маленькая сволочь», номер «130» и еще пара декоративных элементов, которые так впечатлили владельца, что он обеспечил мастерскую художника клиентами из числа знаменитых автогонщиков. Лос-анджелесская компания Dean Jeffries Automotive Styling смастерила бесчисленное множество транспортных средств, использованных в голливудских фильмах. Именно Джеффрис приложил руку к созданию «Бэтмобиля» для телесериала 1966 года. Окруженный знаменитостями, женатый на исполнительном продюсере Warner Bros, будучи немного младше Фон Датча, Дин Джеффрис серьезно его пережил и скончался в мае этого года. Но дело художников и кастомайзеров, конечно, не было похоронено с их останками. Журнал Hot Rod Magazine отмечает небывалый взлет интереса к пинстрайпинга в последнее десятилетие, называя этот период ни больше ни меньше — настоящим ренессансом пинстрайпинга, бум которого продолжается.
«Сейчас даже больше художников, чем в 50-е, а их работы куда более оригинальные, — пишут авторы издания. — Мы часто делаем снимки этих работ, и только после их детального рассмотрения понимаем, какой рисунок скрывается в композиции. Другие рисунки более очевидны, но при этом удивительно хитро, замысловато сплетены из тончайших линий».
Ещё одно громкое имя в истории течения — Стив Кафка (Steve Kafka) — американец, занимающийся пинстрайпингом уже около 30 лет, сделавший собственную линейку кистей.
Он был изобретателем нового стиля, придуманного лет 20 назад, который называется scroll. Его особенность — более плавные и изящные линии, смена их толщины, круги и завитушки. «Сложность стиля в том, что надо симметрично в одном и том же месте нажать на кисть, чтобы получился некий флажок — расширение линии. И это — самое сложное, потому что с одной стороны кисть ты ведешь в одну сторону, а с другой — в другую, с одной стороны у тебя рука загораживает рисунок, с другой — нет», — комментирует Фэйки. Основное направление пинстрайпинга — классический стиль, или, как его называют в простонародье — тики. Для него характерны более резкие, острые линии, узоры, тяготеющие к индейским мотивам. Третье направление — леттеринг (lettering), который зачастую является чуть ли не основой оформления любого гоночного автомобиля. Это названия фирм на дверях (door art), имена спонсоров. «С давних времен, еще с гонок Nascar, леттеринг применялся для нанесения гоночных номеров, автомобильных кличек. Всё это, конечно же, рисовалось вручную, потому что не было винила, который сейчас повсеместен», — рассказывает художник. Всё остальное — это исключительно рука мастера, свой индивидуальный стиль и манера.
*Пинстрайпинг (Pin striping - pinstriping) – система тонких линий и замысловатых витков, образующих единую систему рисунка при помощи эмалей и кистей с длинными ворсом.
Благодарю за внимание!
Подписывайтесь на канал "13 Garage"! Мы в телеграмм!
МаксWolf