Найти в Дзене
Кот с ноутбуком

Что такое сюжет?

Автор пытается добраться до своей идеи.
Автор пытается добраться до своей идеи.

Говоря языком терминологии, сюжет - это набор эпизодов, связанных между собой причиной и следствием. Эпизоды складываются в драматическое действие, в котором присутствуют напряжение и конфликт. Конфликт ведёт к эмоциональному развитию персонажа, в чём и проявляет себя главная идея произведения.

Юным авторам часто кажется (а ещё чаще они слышат это от более продвинутых коллег), что самое сложное - это суметь найти идею. Ну, а если таковая нашлась, то вперёд! Падай за клавиатуру и заливайся кофе, пока не напишешь заветное слово "Конец".

Однако, на деле такие рукописи никому не нужны. Просто представьте: к вам в гости пришел незнакомый человек и рассказывает вам историю, о том, как купил баранки вечером вторника, когда сломался движок Волги, на которой он ездил на море перед тем, как сын заболел ангиной, а ведь медицина сейчас никакая и никто даже не помнит, когда изобрели аспирин.

Хотя ваша история и берет своё начало из идеи, но сюжет - это четкая схема, на которой возникают и сливаются три основные повествовательные линии. Не пугайтесь, это несложно, наоборот: график выведет вас на свет из темноты вашего сознания.

Марта Олдерсон советует представить, что мы жонглируем мячами: подбросили действие, затем развитие, и вот уже вводим главную идею, а затем повторяем по кругу, пока не дойдем до кульминации.

И как всё это сделать, если вы - творческий человек, и история ваша уже вовсю льется бурным потоком в вордовский документ?

Сделайте паузу и задумайтесь: если бы вам хотелось не написать книгу, а дать совет другу, то каким бы он был? Пусть этот совет и станет вашей главной идеей, леской, на которую вы наденете бусины эпизодов.

В своей книге "За красным небом" я действовала больше интуитивно, но моим главным чувством оставалось: ненависть разрушительна, а страхи ядовиты и надуманны. Действуй, живи, неважно, что из этого получится!

Так появилась Грейс, забившаяся в землянку. В первом варианте книги она, встречая лежащую без сознания Стефани, ведёт себя героически, но осознание главной идеи заставило меня изменить текст: Грейс бросает ту на дороге и возвращается за ней лишь благодаря нечеловеческому усилию воли.

Теперь, когда с идеей мы разобрались, настало время бросать наших героев в пучину конфликтов и мирских страстей. С чего начнется ваша история? Помните, этот шаг невероятно важен, так как именно на первых страницах читатель поймёт, интересно ли ему следить за сюжетом.

Мне очень нравится следующий пример: в игре Чернокнижник к протагонисту, мирно сидящему дома, заходит дядюшка и обрушивает ему на голову информацию о том, что в мире всё вообще не так, как он думал, что его отец занимался крайне важным делом, а теперь пришло время ему его продолжить. Давай, вставай, беги, неси, делай!!!

Кто станет таким дядюшкой для вашего героя? Какое-то неожиданное известие, событие? Что заставит его бежать? Главное здесь - оставаться реалистом. То есть, если я - парикмахер, то вряд-ли побегу спасать земную кору от разломов, вызванных нагреванием ядра.

Всё, теперь занимайтесь историей, пишите главу за главой, но каждый раз, создавая сцену, задавайте себе вопрос: как это двигает меня к развязке? Как это влияет на протагониста? На месте ли мои три кита?

Успехов!)