Директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики, к.э.н. Владимир Гимпельсон дал большое интервью изданию "Коммерсант", в котором охарактеризовал особенности российского рынка труда в кризисные периоды и спрогнозировал, как этот рынок будет переживать текущий кризис. Предлагаю вашему вниманию обзор ключевых моментов этого интервью.
Согласно принципам экономической теории, когда происходит финансовый кризис, пропорционально падению ВВП сокращается занятость населения и, соответственно, растет безработица. Затем, когда ВВП начинает вновь расти, безработные трудоустраиваются, и уровень безработицы снижается. Но эта классическая схема малоприменима для России, что уже доказано историей кризисов (1998, 2008-2009, 2014-2015, 2020 годы).
В России в периоды кризиса безработица сильно не растет, но доходы населения сильно падают. Во-первых, это зависит от особенностей трудового законодательстава: уволить работника для предприятия гораздо проблемнее и финансово дороже, чем просто понизить ему зарплату.
Во-вторых, уволенные сотрудники в большей части не встают на учет по безработице из-за низких пособий, прожить на которые просто невозможно. Они самостоятельно начинают искать способы нового заработка, в т.ч. и неофициальные подработки, чтобы обеспечить свою жизнь. Низкое пособие по безработице стало эффективным способом борьбы с безработицей в российских условиях.
А прохождение кризиса не через снижение занятости, а через падение трудовых доходов стало визитной карточкой российского рынка труда, - считает госп. Гимпельсон.
Таким образом, и в текущий кризис, по мнению эксперта, не стоит ждать сильного роста официального уровня безработицы. А вот падение доходов стоит ожидать "нешуточное".
В отличие от ранее прошедших в стране кризисов, этот кризис обещает быть затяжным, поскольку вызвавшие его причины (санкции и контрсанкции) никто в ближайшей перспективе устранять не собирается. Поэтому падение или стагнация доходов на этот раз будут длительными. Люди станут значительно беднее, снизится платежеспособный спрос, соответственно, будет стагнировать производство и экономика в целом.
Следующая особенность текущего кризиса заключается в "структурной перестройке" экономики, которая будет происходить ввиду прекращения или затруднения импорта технологий. Это найдет отражение и на рынке труда.
Будет происходить постепенная технологическая примитивизация и деградация технологических процессов: переход от новых к более старым, которые мы сможем обеспечить себе самостоятельно, без западных технологий. Такую работу выполнять проще, и она требует вовлечения в процесс большего количества работников, поэтому безработица будет сокращаться, но за счет перехода к более низкоквалифицированному труду.
Условно, вместо специалиста по автомобилестроению, умеющего обслуживать конвейер и работать с электроникой, будет более востребован "гаражный мастер", который сможет дать старому авто новую жизнь.
Поэтому более современные навыки будут постепенно утрачиваться специалистами, а более устаревшие, соответственно, приобретаться/восстанавливаться. А поскольку менее технологичный труд дешевле, это будет дополнительным фактором снижения доходов.
К слову, прогноз Гимпельсона в этом направлении совпадает с прогнозом Центробанка по трансформации/структурной перестройке российской экономики:
Также госп. Гимпельсон считает, что переход на более низкий технологический уровень может привести и к существенным реформам в образовании: отказу от двухуровневой "Болонской" системы (бакалаврат+магистратура) и переходу к "специалитету", как это было в СССР, что будет существенно сужать возможности выпускающихся специалистов.
Подписывайтесь на этот канал и повышайте свою финансовую грамотность!