После прочтения биографии сибирского губернатора Гагарина М.П., посмотрела фильм «Тобол» и он мне ужасно не понравился.
Я решила выяснить, что в фильме правда, а что вымысел.
Казнь сибирского губернатора Гагарина Матвея Петровича в конце фильма показана лишь вскользь. Последние дни этого человека были ужасны...
Петра Первого в мягкосердечии не обвинишь, но, кажется, государь решил превзойти себя. Хоронить повешенного не разрешил. Два месяца пеньковая веревка держала, но сгнила от частых здешних дождей. Труп рухнул.
Но и это не заставило Петра предать тело казненного земле. Император велел повесить висельника во второй раз, распорядившись - вместо ненадежной пеньки использовать железную цепь. Сколько еще недель перед зданием двенадцати Коллегий на Васильевском острове болтался многострадальный труп - история умалчивает.
Сама казнь была совершена как надругательство уже над мертвым человеком. Перед повешением князь Матвей Петрович подвергся изощренным пыткам. За что же Петр Великий так надругался над недавним фаворитом?
По фильму Гагарин был куплен китайцами, и казнен за мздоимство, жадность, и лихоимство, если верить сюжету.
Впрочем, во времена великого Петра не ворующих чиновных вельмож, пожалуй, не существовало. Петр изредка расправлялся круто, но таких императорских жестокостей удостоился лишь первый и самый «блистательный» сибирский губернатор.
В фильме фигурирует еще один главный герой пленный швед Йоганн Ренат.
По сценарию фильма Йоганн был пешкой в руках Гагарина и должен был развязать войну с джунгарами. Но на самом деле Йоганн был послан в крепость вместе с обозом, а не с экспедицией. Сюжет передернули.
Но оклеветал Гагарина совсем другой швед, но с тем же именем. То есть швед был, но сюжет опять передернули. Капитан Филипп Иоганн Страленберг написал книгу «Северная и восточная части Европы и Азии».
Что за черная кошка пробежала между ними, но каждая страленбергова строчка дышит ядом.
«Можно легко себе представить, как существовала бедная страна, примером чего особо является Сибирская губерния, которой князь Гагарин, как генерал-губернатор и арендатор, причинил неописуемые несчастья. Когда он был в Сибирской провинции ландгауптманом, или воеводою.
Он изрядно изучил случаи делать деньги в Сибири и согласился на эту кондицию. И несмотря на то, что он из-за ужасных козней, которые принял в своем бывшем воеводстве, еще ранее был приговорен к виселице, от которой тогда освободился отдачей большой суммы денег, которые приобрел в Иркутске, такому опороченному человеку вся эта Сибирская губерния была отдана в аренду, так и исход его показал, как прекрасно он ею управлял».
Страленберг дотошно рассказывает планы превращения губернии в королевство и именно этим объясняет демократизм, которым Гагарин стремился завоевать расположение простых людей.
«Гагарин, - пишет Страленберг, - в Сибири снял свой парик и одевался в наполовину русское, наполовину немецкое платье, притворялся очень благочестивым, ежедневно посещал церковь и строго придерживался постов, с крестьянами при входе и выходе из церкви милостиво разговаривал, обнадеживал их лучшими временами и таким просителям всегда давал быстрое решение обещанием возможной помощи. Так, он не забывал оказывать много добра шведским пленным и очень беспокоился, чтобы они в своей бедности могли что-нибудь заработать.»
«Гагарин принял хорошее устройство, чтобы задерживать устные и письменные донесения из Сибири. Для этого он все дороги между Россией и Сибирью закрыл хорошими караулами, запрещал путешественникам под угрозой смерти следовать по ним и оставил открытым только Верхотурский проход, где он поставил одного из своих близких родственников, как верного исполнителя своих приказаний, по имени Траханиотов, который очень старательно наблюдал, чтобы никто без паспорта губернатора и его писем к долженствующим лицам не проезжал»
Поход в Эркеть за золотом Страленберг объясняет стремлением Гагарина организовать армию. Он легко мог создать пехоту и в случае необходимости мог иметь много шведских пленных в качестве офицеров.
«Но губернатору не хватало ружей и пороха. Именно поэтому он послал несколько человек в Бухару, где некоторые реки содержат немного золотого песку, и закупал его там столько, сколько только мог достать. И когда собрали около 10 фунтов, он с ними совершил путешествие в Петербург и доложил царю, сказав, что золотой песок можно найти ближе, чем это было на самом деле, но при этом он доложил, что не так легко попасть, он бы захватил эти места, если ему предоставят для этого 100000 человек, ружья и амуницию, и еще мастеров по изготовлению ружей и пороха. Царь, которому это предложение было очень приятно, оказал ему много милости, обещал все послать, но этой лисе не особенно доверял и назначил полковника Бухгольца, которого Гагарин должен был снабдить всем необходимым для этой экспедиции, что для Гагарина было тяжелой и неприятной вестью, но он должен был смириться... Постепенно все интриги князя Гагарина не только открылись, но он, наконец, был после семикратной пытки приговорен к заслуженному наказанию-к виселице».
Как видно из этой книги, сюжет фильма взяли отсюда. Но насколько правдив был пленный швед, обличая во всех грехах князя. Все благие намерения князя он поливает грязью, считает его неискренним и лжецом. А ведь князь хорошо относился к пленникам.
Семь раз пытал Петр князя, а тот уже пожилой не оклеветал себя, не взял грех на душу и на виселице не взял.
Так может неповинен был Гагарин в том, что хотел Сибирь отделить от России. Даже в фильме этого не показано. Эту идею предположил новосибирский историк Михаил Шиловский. Гагарин жестоко поплатился именно за свои властолюбивые вожделения, за идею отдельного от России сибирского царства.
А может совсем все не так было. Гагарин был Рюриковичем и может для него Сибирь была не местом ссылок как для Романовых. Может он в Сибири видел нечто большее чем колонию, откуда ресурсы шли на войны Петровы.
Прибыв в Тобольск, Гагарин осмотрел воздвигнутый Семеном Ульяновичем Ремезовым на горе новый каменный город. Сказал, работу надо продолжать еще и еще, мало построек, город должен стать волшебно красивым. «Дам тебе скоро искусных помощников! Таких инженеров, что и Москва не видывала.»
Город в Сибири хотел красивый построить, так что же в этом плохого. Сразу обвинили, что для себя.
Но есть и честные историки, и один из них Петр Словцов.
«Сей боярин, впоследствии злополучный, много содействовал устроению губернии и осведомлению о ней на всем пространстве.»
Кстати, полный титул Гагарина, воспроизводимый Словцовым, звучал так - «Сибирского царства губернатор». Никакого царства приобретать было не нужно, оно существовало и при нем царев наместник-губернатор.
Словцов попытался разбить аргументами все поклепы и наветы, возведенные на Гагарина:
«Тогда развязались в Сибири языки у злословия, у злобы, неблагодарности и едва ли у людей честных. Иной утверждал, что песочное золото была ложь, другой - что Гагарин злоумышлял отделиться от России, третий говорил о растрате государственной казны на веселости, и всякий по-своему топтал длинную тень человека, далеко сидевшего при закате солнечном. Те, которые унижались из подлости, выпрямляются дерзостью, так как бы низость обнадеживалась стоячего постановкою с падением лица высокого».
Словцов призывает не верить официально зафиксированным наветам, уличая подлость доносчиков. Все симпатии его на стороне опального, униженного, казненного... И скорбно, как реквием, звучат словцовские слова, может быть, лучшие, сказанные о небезупречном, но большом сибирском деятеле:
«Вся слава, как паутина, сдунута, и правосудие в 1721 году изрекло страшный приговор против жизни князя Гагарина, в урок отдаленных правителей, если только беды одних могут быть уроками для других. История страны, не зная ни подробностей доносов, ни пополнений следователя, ни объектов подсудимого, безмолвствует. Народ тоже.»
Экспедиция Ивана Бухгольца – вполне реальный эпизод. Но до крепости Еркет он не дошел. Он сумел пройти по Иртышу около тысячи километров, а затем остановился, чтобы основать первую из намеченных крепостей. Речь идет о Ямышевской крепости – сейчас на этом месте в Павлодарской области Казахстана находится село Ямышево.
Крепость он построил, но ее почти сразу же ее взяло в осаду большое джунгарское войско. Основные потери русских были от голода и болезней – из 3 тысяч человек, которые отправились в поход, до конца осады дожили лишь семьсот; но при этом было потеряно несколько обозов с припасами и деньгами – они достались джунгарам.
Настоящие государственные дела Гагарина в фильме не упоминаются.
«Став губернатором Сибирского царства, он достроил Тобольский Кремль, послал экспедицию на Камчатку, отвел устье Toбола, снарядил военную экспедицию за песочным золотом Эркети. Золото не посветило, зато ненароком заложилась Омская крепость. Блистательное губернаторство изобиловало не только сплошными достижениями, случались промахи, ошибки, важные», как свидетельствует Петр Словцов, но не «преступные».
А вы кому больше поверите пленному шведу или русскому историку?