Наиболее загадочной частью кумления девушек во время семико-троицких обрядов под "венком" из двух берёз является обряд "крещения кукушки". Лучше всего он сохранился в Калужской, Курской, Орловской, Тульской и частично в Брянской, Костромской губерниях. Его описание можно найти у этнографов 19-го и начала 20-го веков: А.Н. Афанасьева, В.Е.Кедриной, Д.К.Зеленина. Вот как его описывает А.Н.Афанасьев:
"Обряд крещения кукушек в разных местах совершается в разное время — на третьей, четвертой, пятой или шестой неделе после Пасхи, но преимущественно в неделю Семицкую, когда поминают усопших. Женщины и девицы собираются в лес, делают из лоскутьев и цветов чучело птицы и сажают на ветку, а под нею привешивают шейные кресты; иногда, вместо того, отыскивают траву, называемую кукушкою (orchis-latifolia), и, вырвав ее с корнем, одевают в сорочку, потом кладут на землю и ставят над нею крестообразно две дуги, покрывая их платками и вешая с двух сторон по кресту. В Орловской и Тульской губ. надевают крестик на самое чучело кукушки и поют: «кумушки, голубушки! кумитеся, любитеся, даритеся!» Это называется кстить (крестить) кукушку или кумиться. Две девицы, поцеловавшись из-под дуги, меняются крестами и называются кумами. В праздник Семика поселяне приходят в рощу, отыскивают две плакучие березы, нагибают и связывают их ветви разноцветными лентами, платками и полотенцами в виде венка; над венком кладут означенную траву или чучело кукушки, а по сторонам привешивают кресты. Две девицы, желающие покумиться, должны обойти вокруг этих берез — одна навстречу другой, потом трижды поцеловаться сквозь венок и сквозь венок же передать друг дружке желтое яйцо. Хоровод поет:
Ты, кукушка ряба!
Ты кому-же кума?
Покумимся, кумушки,
Покумимся, голубушки!
Названные «кумушки» обмениваются крестами и кольцами; а кукушку разделяют на части и хранят у себя на память кумовства. Затем следует пиршество, необходимою принадлежностью которого бывает яишница. Те, которые покумились в Семик, ходят на Троицын день развивать венки или бросать их в воду, причем поют: раскумимся, кумушки! раскумимся, голубушки! Да ио, ио — Семик да и троица!".*
В некоторых случаях "кукушку" хоронили, то есть закапывали в землю, но "похороны" проходили не всегда. В.Е.Кедрина сообщает всего лишь о четырёх случаях из семнадцати описанных ей.** Сами участницы обряда в 19-ом и 20-ом веках смысл его уже не понимали, ведь в этом случае этнографы написали бы, в чём его суть. А как же понимали его исследователи, видевшие и записавшие этот обряд? А.Н.Афанасьев в "крещении кукушки" видел души младенцев, умерших без крещения:
"Обряд крещения кукушек получит для нас более осязательное значение, если мы сблизим его с поверьями о русалках и мавках, в образе которых (по народному поверью) являются души младенцев мертворожденных или умерших без крещения. В течение семи лет, до превращения своего в русалок, души эти (преимущественно на Зеленые Святки) летают по воздуху и жалобно просят, чтоб их окрестили... Если неокрещенные души, летая по воздуху, испрашивают себе крещения; если самое появление их совпадает со временем совершения обряда, известного под именем «крещения кукушек»; если, наконец, душа олицетворялась в образе птицы и кукушка принималась эмблемою сиротства, — то, кажется, позволительна будет догадка, что под «крещением кукушек» должно понимать символический обряд крещения младенцев, умерших без этого таинства и потому осужденных блуждать по свету".*
Таким образом непонятный смысл обряда "крещения кукушки" этнограф пытается решить с помощью столь же непонятных поверий о русалках и мавках и вступает на зыбкую почву загробного странствия неокрещенных душ, символического представления души в виде птицы и кукушки как символа сироты. Странно, что вопросы потустороннего мiра для крестьянских девушек становятся важнее реальных проблем. Если души неокрещенных младенцев летают по воздуху в течение семи лет, то почему этот обряд совершался только в летнее время? Какие другие обряды проводятся для неокрещенных младенцев? Подобные вопросы очевидны и удивительно, что они не приходят в голову самому А.Н.Афанасьеву. Троекратное допущение "если" делает сомнительным и догадку. В подобных допущениях нет логики. При таком подходе фактологический материал слабый и сам этнограф ничего не утверждает, а всего лишь сомневается, отсюда и слова "позволительна будет догадка".
В.Е.Кедрина в "крещении и похоронах кукушки" видела земледельческий обряд, символизирующий умирание и оживление природы.** Но в этом случае его логично было бы проводить весной или осенью, тогда он бы точнее совпадал с пробуждением природы или её увяданием. Правда, при этом возникает вопрос, а какое отношение к этому имеет кукушка, которая с юга в среднюю полосу России прилетает позже других перелётных птиц, а улетает в тёплые страны раньше их. Как видим, и здесь понимание смысла обряда противоречит условиям его проведения. И почему земледельческий обряд нужно проводить в лесу, а не в поле?
Д.К. Зеленин считал, что этот обряд возник поздно, а в "кукушке" видел символ русалки (очевидно, под влиянием А.Н.Афанасьева): "Кукушки в обрядах троицкого кумовства чаще всего совсем не бывает, она явилась впоследствии, и явилась вместо русалки. Кумовство происходит, таким образом, с русалкою, иногда представляемою в виде кукушки".*** В другой своей работе Д.К.Зеленин в "кукушке" видел ...крестника:"Так как кумовство при отсутствии крестника стало непонятным, появился и крестник. Так возник южнорусский обряд ("крещение кукушки"), где кукушку изображает пучок травы"****. Такое понимание нельзя назвать решением проблемы, первое утверждение явно не соответствует второму. Девичье кумовство и не предполагало крестника. А если следовать логике автора, то где тогда крёстный отец для крестника?
Очевидно, предложенные варианты понимания обряда "крещения кукушки" противоречат не только друг другу (что вообще-то закономерно, каждый автор имеет право на собственное понимание сути этого ритуала), но тут этнографы находятся в противоречии и сами с собой, а выводы, сделанные ими, не соответствуют условиям обряда. Так Д.К.Зеленин в "кукушке" видит и русалку, и крестника, и даже считает, что "кумовство происходит ...с русалкою", словно не замечая, что в обряде участвуют две девушки, которые и становятся кумушками после окончания обряда. Русалки тут явно "лишняя" сущность. Как и крестник тоже. Зачем крестник двум незамужним девушкам? Чему они его научат? А.Н. Афанасьев обряд "крещения кукушки" принимает за крещение младенцев, умерших без этого таинства. Тогда почему в нём не участвуют матери умерших детей? А ведь это было бы и естественно и оправданно. Оба они словно не замечают, что в обряде участвуют незамужние девушки 14-16 лет или вышедшие замуж, но ещё не имеющие детей (А.Н.Афанасьев говорит о девицах, то есть девушках). И причём здесь младенцы, умершие без крещения? Они не имеют никакого отношения к участницам этого ритуала. Матери, утратившие младенцев, не принимают участия в нём, а девушки - участницы его - их ещё не имеют. Очевидное противоречие! Смысл любого обряда состоит в том, чтобы изменить статус участников этого действия, защитить их от неприятностей и придать им силы в борьбе с угрозами и лишениями жизни. Мнение В.Е.Кедриной, что этот обряд имеет отношение к земледелию и символизирует умирание и оживление природы спорно потому, что он происходит летом в период расцвета природы (а не весной или осенью) возле двух берёз, совершается двумя девушками, которым только предстоит в недалёком будущем семейная жизни и у которых ещё нет собственного надела земли. Да и похороны "кукушки", по её словам, наблюдались далеко не всегда. Если этот обряд имел бы отношение к земледелию, то его естественно было бы проводить в поле или огороде, а не на лесной поляне, главой семьи, а не девушками.
Итак, без понимания, кем или чем является "кукушка" в данном обряде, отыскать его смысл не представляется возможным. Первое, что следует знать, этот обряд проводился для незамужних девушек, будущих невест.Именно они в центре этого обряда, а не "кукушка". С течение времени возрастные изменения участниц обряда (девочка - девушка) приведут их и к изменению социального статуса (невеста - жена). И второе, что следует иметь в виду, главное для них - это будущий ребёнок... Этот путь не короткий и на каждом перекрёстке жизненного пути участниц обряда "крещение кукушки" будут сложности, которые могут создать неодолимые препятствия к обретению семейной жизни и рождению детей. В обмене жёлтых яиц участницами этого ритуала можно увидеть намёк, что девушки достигли возраста зачатия. Таинство рождения жизни скрывается в нём. Зачатие, беременность и рождение ребёнка столь же хрупкая вещь, как и яйцо. Это таинство подобно волшебству и превращает девушку в женщину. Однако мать - это не только женщина, родившая детей, но и воспитывающая их. Специально изготовленная для обряда кукла "кукушка" символизировала собой не только иллюзии уходящего детства, но и все неприятности на жизненном пути будущей невесты на её пути к материнству. С этого момента главное для неё - сохранить целомудрие до свадьбы, родить детей суженому (суждённому судьбой), воспитать их и ни в коем случае не уподобляться кукушке, перекладывающей на других птиц заботу о своём потомстве. Именно по этой причине кукушка в народном предании считалась плохой матерью. А кто пожелает молодой девушке такую судьбу! Как рассказывает энциклопедия "Лес России"****, кукушки относятся к гнездовым паразитам, самка этого вида откладывает яйца в гнёзда других птиц. Известно около 150-и видов птиц, в гнёзда которых самки кукушки откладывают яйца двенадцати расцветок!
Обряд "крещение кукушки" должен был устранить препятствия с пути девушки, чтобы при любых обстоятельствах на пути от девочки до матери она не осталась без потомства. А сложностей на этом пути у неё будет много - и психологического характера, и физиологического, и социального. И пусть все неприятности перейдут на куклу и вместе с ней будут преданы земле - так считали участницы обряда, где были "похороны кукушки". А в других случаях "кукушку" оставляли сидящей на ветках дерева или куста. Теперь все неприятности останутся на лесной поляне... Логика поступков юных девушек очень наивна и чиста. Заклинание участниц обряда «кумушки, голубушки! кумитеся, любитеся, даритеся!» устанавливали между ними особые отношения доверия, заботы, любви, сотрудничества. Без всего этого ни родить ребёнка, ни воспитать его невозможно. Атмосфера бескорыстной любви делает людей счастливыми, а отношения между ними в каком-то смысле важнее материального достатка. Именно этим и отличалась крестьянская община - мiр.
В некоторых случаях невеста по народным представлениям превращалась в кукушку - птицу, не имеющую гнезда и не заботящуюся о своих птенцах. И это было огромным несчастьем для всего славянского племени. А.Н. Афанасьев в "Поэтических воззрениях славян на природу" приводит интереснейшую легенду о том, как невеста была превращена в кукушку после того, как жених и невеста забыли пригласить на свадьбу одного чародея:
"У белорусов сохраняется предание, что некогда праздновалась свадьба — и вдруг нежданно-негаданно среди шумного веселья жених и все прочие мужчины были превращены чародеем в волков, женщины — в сорок, а невеста — в кукушку, с той самой поры эта горемычная кукушка носится следом за своим суженым и роняет несчетные слезы; там, где она пролетает, текут ручьи и растет трава, известная под названием "кукушечьи слезы".*
Несомненно, за красивым и печальным сюжетом легенды скрываются реальные трагические события в славянской общине, которые давным-давно потрясли современников этой трагедии. Можно легко представить на месте чародея соперника жениха или его отца, которые оклеветали невесту и жених из-за слухов вынужден был отказаться от свадьбы уже в последний момент. И сразу после этого все женщины превратились в сплетниц, мужчины в злых людей, а бедная невеста, проливая потоки слёз, исчезла в лесу... По истечении времени истина открылась людям, сердца их оттаяли, они стали вспоминать скрывшуюся с глаз людей невесту и сложили красивую и печальную легенду о людском коварстве, злом чародее, плакун-траве (ятрышнике пятнистом) - северной орхидее России...
*А.Н.Афанасьев "Поэтические воззрения славян на природу", М. 1994 г., Изд. "Индрик"
**В.К.Соколова "Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов", М. 1979 г., Изд. "Наука"
***Д.К.Зеленин "Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. 1995 г. Изд. "Индрик"
****Д.К.Зеленин "Восточнославянская этнография", М. 1991 г. Изд. "Главная редакция восточной литературы"
*****Лес России. Энциклопедия. М, 1995 г.