Ещё до революции 1917 года руководство Военно-морских сил России организовало необычное (даже для настоящего времени) подразделение. Это был спецназ, состоящий из боевых морских животных, таких как сивучи, дельфины, котики. Такая идея пришла в голову Владимиру Леонидовичу Дурову – российскому и советскому артисту цирка и талантливому дрессировщику. Он изобрёл уникальную методику обучения, с помощью которой ластоногие были способны срезать мины, взрывать подводные лодки, охранять акваторию от диверсантов и многое другое. Пока военное ведомство рассматривало его предложение и формировало решение, Дуров уже успел обучить морского льва Лео: он научился перекусывать минные тросы, носил на теле грузы в специально сшитых сумках, умел отыскивать подводное судно по запаху солярки и шуму винтов.
К 1916 году подразделение насчитывало уже около 20 обученных сивучей, которых, во время внезапной диверсии, отравили рыбой, нашпигованной цианистым калием. Шла Первая мировая война, и такая версия выглядит вполне естественно. А вскоре, военно-морские силы США стали обучать животных по абсолютно идентичной технологии.
В период революции вся методическая литература по дрессировке была уничтожена, дабы она не досталась большевикам, но идея воспитать особый спецназ не умерла: специальный дельфинарий построили на Чёрном море в середине XX века. У американцев, к слову, на тот момент действовало уже несколько дрессировочных полигонов по всей стране. С 70-х годов проект, подобный Черноморскому, был масштабирован, и по всему СССР начали создаваться военные центры (в Клайпеде, Батуми, Приморье).
168-й научно-исследовательский центр ТОФ, расположенный на берегу бухты Витязь в Хасанском районе Приморского края, официально был введён в строй в 1983 году, а его строительство началось ещё в середине 1970-х. Изначально на службу заступили боевые дельфины, релоцированные сюда из Черноморского филиала, но Японское море оказалось для них слишком солёным, и тогда учёные обратили внимание на богатейшую местную фауну: белух, сивучей, ларг.
Фото с сайта kfss.ru
Молодых белух ловили в Амуре и везли на полигон, где животные готовились по двум программам: одна – цирковая, для показа начальникам и высоким гостям, а вторая – противодиверсионная. На белуху или сивуча надевали приспособление вроде пики, которой они должны были пронзить диверсанта. Ещё одна необычная задача – поиск затонувших торпед и боеприпасов.
После распада Союза финансирование было практически прекращено, но дельфинарий просуществовал ещё аж до 1998 года несмотря на то, что питомцам требовалась особая «диета»: норма кормления – около 9 кг красной рыбы в день на каждого. К тому времени он успел стать главным подразделением (Черноморский филиал перешёл под юрисдикцию Украины), а в 1994 году вошёл в состав НИИ Управления экологии МО РФ. Животные использовались для аварийно-спасательных работ, поиска затонувших судов, мониторинга экологической обстановки и ведения съёмки подводного рельефа для составления карт. Но животных становилось всё меньше – они гибли или сбегали на волю.
В настоящее время о военном дельфинарии напоминают только купол бывшего зимнего бассейна для млекопитающих, построенного в начале 80-х, и полусгоревшая шхуна «Саламандра» (ранее «Белек»). Территория находится в частном владении.
Основной материал взять с сайта newsvl.ru
Бонусом видео с куполом зимнего бассейна и Саламандрой:
Блог Трепанга Кеши в VK
Блог Трепанга Кеши в Дзене
Блог Трепанга Кеши в некотором запрещённом источнике
#трепангкеша #иннокентий№5