В этой статье топ-5 причин, когда клиент неверно представляет процесс работы с психологом, и занятия будут малопродуктивны.
Клиент хочет получить ценный совет
Зачастую, клиент тем самым хочет снять с себя ответственность за принятие собственного решения, и не готов измениться.
Даже специалист может заниматься профанацией и давать клиентам советы - как бы он, с позиции мудреца жизни, с легкостью справился в проблемной ситуации. Таким образом, можно зарабатывать деньги и дурить голову клиентам, ведь здесь нет профессионализма.
Также с помощью советов нельзя убрать подлинные причины возникновения проблемы. Например, любые сложности взаимоотношений могут быть связаны с трудностью договариваться или с непринятием партнера, и никакой совет это не исправит.
Клиент хочет выговориться
Действительно, если рассказать другому человеку о наболевшем, то можно получить временное облегчение, но причины возникновения проблемы при этом сохранятся.
На самом деле, для того, чтобы выговориться, не нужен специалист или другой человек - достаточно закрыть глаза, представить образ авторитетного собеседника и рассказать ему о проблеме в виртуальном варианте.
Для бессознательного безразлично, представляем ли мы образ человека, или видим его вживую - эффект будет одинаковый.
Клиент видит проблему в других людях
- "Они меня достали!"
- "Я для них все, а они..."
- "Терпеть не могу этих лицемеров...", итп.
Любой человек видит в других людях свои собственные достоинства и недостатки - идея проекций настолько проста, что я не понимаю, почему нас не учат этому в школе.
Механизм проекции достаточно сложен, и я расскажу подробнее об этом в будущем посте, но вы и сами можете понаблюдать за собой или другими людьми - на что человек жалуется, и как те же самые качества проявляются в его собственной жизни.
Нетрудно догадаться, если кандидат в президенты строит предвыборную линию на осуждении коррупции, то в случае успеха ему будет трудно сдерживать собственную часть коррупционера, которая вероятно проявится.
Для клиента проблема здесь в том, что обвиняя других, он не способен объективно оценить ситуацию - у него нет проблемы и работать ему не с чем, а другие люди точно не изменятся. И даже если он сменит коллектив, благодаря своим проекциям он так или иначе найдет новых антагонистов.
Клиент не готов платить деньги за работу
Бесплатная психотерапия - это отдельный вид мазохизма, ведь в этом случае как у клиента, так и специалиста нет ответственности за результат изменений. Зачастую, клиент может переносить сессии, затягивать работу и относиться к работе несерьезно.
Если же стоимость услуг будет ощутима для бюджета клиента, это позволит ему отнестись к работе с должной ответственностью, не затягивать терапию и измениться за короткий срок.
Бесплатная терапия, без сомнений, может оказаться успешной, но если вы к примеру начнете ремонт в квартире - захотите ли вы, чтобы вам покрасили потолок за 300 рублей? Экспекртная помощь стоит денег, и так в любой сфере.
Клиенту нравится работа, и он готов заниматься чаще, чем нужно
Казалось бы, что может быть лучше - человеку нравится работать со специалистом, и даже ходить на тренинги личного роста, читать книги итд. Если такая активность не приводит человека к системному росту, вероятно он перепутал цель и средства. Это также может стать личной зоной комфорта, и человеку будет трудной выйти из нее и получить ощутимый результат изменений. Хотя, специалист может на этом зарабатывать.
Когда есть смысл работать
Достаточно, чтобы клиента не устраивало его нынешнее состояние, и он хотел что-то изменить, понять или достичь в связи с этим. Если специалист достаточно компетентен, а клиент хочет решить проблему и готов уделить достаточно времени, работа будет продуктивной.
===
Подпишитесь на мой Telegram канал, чтобы ежедневно узнавать новое о практической психологии: ссылка
#психолог #консультиация психолога #психолог бесплатно #работа психологом #психологическая помощь #психотерапевт #психотерапия #психология для начинающих #найти психолога #психолог москва