Найти тему
Чайный меч

Обернувшись назад...

Г. Орёл, 1996 год
Г. Орёл, 1996 год

Привет, я Михаил Рожков. Инструктор и руководитель Кэнсинкан додзё в Твери.

Эта история началась тридцать лет назад. Как-то все сложилось сразу - подростковые проблемы с миром, фильмы с Брюсом Ли, и да, большинство одноклассников там уже были. В общем, я записался на рукопашный бой.

Тренер был капитаном ВДВ, недостаток техники с лихвой компенсировал физухой - отжимались мы много и различными способами. Было тяжко, но терпимо.

Через погода - первые соревнования. Было страшно, но я боялся не боли. Чувство тотального превосходства моих соперников, чувство, что ничего не могу противопоставить им, не просто угнетало. Оно заставляло тренироваться яростнее уже на следующий день после соревнований, которые я провалил как только мог.

Прошло три года, одноклассники незаметно соскакивали с темы, я же стал замещать тренера в его отсутствие.

В тот период у меня были два главных противника - "колесо" и "переворот прогибом" (сальто с руками вперед). Тело и мозг с раннего детства упорно сопротивлялись любой акробатике. Видимо, пришла пора с этим разобраться. Однако "разборки" затянулись на несколько лет - упражнения категорически не получались.

Бодрости не прибавляло и то, что у брата, тренировавшегося со мной в одной секции, эти элементы получились сразу! "Колесо? Это вот так?" - Вовка изящно приземлился на ноги, а я который раз, сдерживая слезы от обиды, побрел в другой конец зала оттачивать злосчастный элемент.

Однажды количество все-таки перешло в качество, но меня уже занимало другое - я решил походить по другим секциям, их в начале 90-х вдруг стало как грибов после дождя.

"Бегом! Упали! Отжимаемся - ити, ни..." . Тренер, молодой парень, даже по сравнению с моим первым сэнсэем-десантником казался лютым зверем. На первой тренировке после разминки он подошел ко мне, еле державшемуся на ногах от усталости. "Тебе плохо?" Я бесхитростно кивнул. И остаток тренировки провел в позе всадника. Домой меня полуживого практически довел мой товарищ.

Напоследок тренер крикнул "десять раз подумай, прежде чем прийти в следующий раз!". Я подумал. И пришел. Но через полгода уже почувствовал - надо двигаться дальше.

Время шло. Внутренние противники росли вместе со мной. Теперь это была уже не плохо отработанная техника. Я стал панически бояться, что чего-то не умею.

Благо, возможностей восполнять пробелы в образовании было предостаточно. Жизнь словно дарила мне то, чего страстно желал, но взять эти подарки должен был уже сам.

Пунктик с акробатикой еще не был закрыт, и вот я с головой ныряю в капоэйру. Повезло учиться у первой волны бразильских и американских учителей капоэйры в России. Плотность ритма тренировок была настолько высокой, что я чувствовал - каждое занятие тело словно разбирали на запчасти и собирали заново.

Первая батизада в России, я среди тех, кого допустили к участию. Мой первый зеленый пояс.

"Искусство самурайского меча" еще со школы звучало как магическая формула, и вот судьба сводит кэндо. Додзё находилось за 400 км от моего города. Казалось, что работа для меня была лишь возможностью ездить чаще на выходные тренироваться, посещать семинары , сборы. Когда не было денег, в течении недели собирал бутылки - на билеты туда и обратно хватало.

Как-то раз мне в руки попалась видеокассета с документальным фильмом о старинной японской школе работы с традиционным оружием. И я вновь загорелся.

Через год волей случая повстречался с людьми, практикующими эту школу в России, а еще через три года, после сдачи экзамена на черный пояс, совершил кэппан (официальное вступление в ученики школы).

"Самоизоляция". Один из продуктивнейших периодов в жизни. Просматривая новости в ленте, наткнулся на рекламу онлайн курса по основам тайцзи цюань семьи Чэнь от мастера Чэнь Цзыцзюня. Поскольку курс организовывала моя добрая и старинная знакомая, проживающая в Китае и обучающаяся у этого мастера из "рук в руки", а время было предостаточно я очередной раз подумал: "почему бы нет?". Конечно, опыт в тайцзи на тот момент у меня был более чем двадцатилетний, но возможность поучится очередной раз взяла верх. Через год, уже будучи официальным представителем школы мастера в России, осознал, с каким сокровищем мне довелось повстречаться! Самоизоляция давно в прошлом, однако путешествия по миру все еще весьма затруднительны.. И по этому каждые выходные вновь и вновь выхожу в "Зум", чтобы получать наставления от своего наставника. Чувствую, что лишь вошел в эту воду, а берега не видно.. Во истину, "Великий квадрат" не имеет углов!:)

Говорят, что изучать новое боевое искусство - это как с новым иностранным языком, каждый раз все легче. Может, и так. Но у меня все было иначе. Каждый раз был становился не просто чистым листом - множество "движков", освоенных за годы практики, конфликтовали друг с другом, а телесная закрепощенность усугубляла процесс. Лишь впечатанное в мозг осознание, что назад пути нет, и природная упертость заставляли каждый раз делать шаг вперед.

Встречая того или иного мастера, я четко понимал, что выбрав наставника и школу, нужно следовать всем сердцем, без остатка посвящая себя практике. Иначе все зря. Таков Путь.

Переехав в другой город с одним рюкзаком, первые три года я жил прямо в зале. В прямом смысле. Приходилось заново создавать себя на новом месте.

Так уж вышло (очередная "нога судьбы"), что в спорт я вернулся уже после сорока. Просто пришло время "спуститься с горы", оглядеться, проверить себя, что могу. Что будет критерием победы - медаль или пройденный тест на стрессоустойчивость? Есть ли способ объективно оценивать гунфу другого человека? До сих пор не нашел ответ, да и нужен ли он.. Но при каждой возможности продолжаю выходить на ковер и вгрызаться зубами в того, кто внутри меня тихонько нашептывает мне что то про "возраст" и прочее.. Пока побеждаю.

Старые травмы научили буквально собирать себя по кусочкам каждую тренировку, отсекать небрежности в методе, избегать крайностей в чрезмерной физической активности или на оборот, в пассивности. Без должного отношения к физическим кондициям тело перестают ставить себе планку и ей соответствовать. И когда приходит болезнь, часто просто сдается без боя. По сему дал себе зарок, что старость возьмет свое (если доживу), лишь когда все патроны будут израсходованы..:).

Сейчас у меня свое додзё. Такое пространство, о котором мечтал с юности. И додзё, и люди волею судеб оказавшиеся в нем, продолжают развиваться, каждый день становясь чуть лучше прежней версии себя.

Видеть продолжение себя в других - не это ли счастье?
Ученики - призеры соревнований, постепенно нащупывают свой путь. Кто то из них уже ведет свои группы...
Каждый день я вместе с ними оттачиваю свой ум и тело.
Точка невозвратности пройдена. Впереди бесконечность.