Св. Феофан Затворник писал: «Получивший разрешение от духовного отца безвинным стоит перед лицом правды Божией». Однако все ли до единого исповедающиеся получают прощение грехов на исповеди и стоят безвинными пред лицем Господним?
Вопросы о Таинстве Исповеди остаются, пожалуй, одними из наиболее распространенных у верующих людей (даже у тех, кто в храм ходит не первый год). И часто бывает так, что именно у христиан, которые регулярно исповедуются, со временем наступает некий формализм в подходе к Таинству Покаяния: грехи перечисляются «по правилам», но в душе почему-то ничего не происходит… Человек как бы отчитался о проделанном с последней исповеди, и все. А дальше?..
Игумен Нектарий (Морозов) говорил о том, что любая формализация духовной жизни эту жизнь убивает. «Грех — это боль человеческой души. Если этой боли нет, то нет и покаяния. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что о прощении наших грехов нам свидетельствует та боль, которую мы чувствуем, каясь в них. Если мы не испытываем боли, у нас есть все основания сомневаться, что грехи нам прощены», - подчеркивал батюшка.
Например, святой преподобный Варсонофий Великий часто повторял, что признак прощения нам грехов Богом — это потеря сочувствия к прежде совершенным грехам. Именно это изменение должно произойти с человеком в Таинстве Покаяния, оно должно стать ключевым.
Часто люди оправдывают свое нежелание пойти на исповедь тем, что, мол, зачем я буду каяться в грехах, которые все равно повторю… Но этот подход, разумеется, в корне неверен.
Человек снова повторяет один и тот же грех, даже зная, что это плохо, потому что грех не просто вошел в привычку, а возобладал над ним, исказил природу человека. И сами по себе с таким грехом люди справиться не могут, здесь необходима помощь Божия, подаваемая в Таинствах Церкви.
«О чем мы просим Бога в одной из молитв Таинства Покаяния? "Ослаби, остави, прости". Сначала ослаби силу греха, потом остави, и уж потом — прости. Бывает так, что человек приходит на исповедь много раз и кается в одном и том же грехе, не имея сил, не имея решимости его оставить, но кается искренне. А Господь за это покаяние, за это постоянство посылает человеку свою помощь», - говорит игумен Нектарий.
Необходимо верить в прощение грехов, в силу Таинства Покаяния, в то, что незримо предстоит Сам Господь, оставляющий нам грехи. Люди, которые в это не верят, часто жалуются на ощущение, что после исповеди не наступает облегчения и они уходят с тяжелым сердцем из храма. «Это от маловерия, даже от неверия в прощение. Вера должна давать человеку радость, а если веры нет, не нужно надеяться на какие-то душевные переживания и эмоции», - советует батюшка.
Какой вывод можно сделать? Приступая к исповеди, мы должны, в первую очередь, испытывать боль от совершенных грехов, иметь намерение исправить свою жизнь, а также твердо верить в силу Таинства исповеди и в то, что Господу все возможно, даже избавить нас от тех грехов, в прощание с которыми мы и сами не верим.
Помоги Господь!
Дорогие братья и сестры!
Молитвы, псалмы и акафисты на все случаи жизни вы можете найти в Telegram-канале «Сельский батюшка» по этой ссылке. Также на этом канале Вы всегда можете заказать чтение молебна, акафиста, Псалтири, подать записки на обедню или сорокоуст.⠀
Дорогие братья и сестры! Ваша активность под постом – лайки и комментарии – помогают нам и дальше трудиться на ниве Христовой во славу Божию! Поддержите труд православных христиан! Спаси Господи!
#православие #вера #господь #христос #покаяние #исповедь #таинство исповеди #игумен нектарий #ответ священника