Начало 2020-года стало для российской авиаотрасли периодом серьезных испытаний. Одномоментно, обширный авиапарк из 700 машин встал на рулежках аэропортов, а некоторые пилоты пошли работать доставщиками пиццы.
В 2021 ситуация стабилизировалась. Внутренние перелеты вернулись в норму, а международные расширялись с каждым днем.
К 2022, казалось, что уже совсем скоро о назойливой болезни забудут как о страшном сне, а из Шереметьево вновь можно будет улететь в дальние уголки Земли. Что было дальше, вы знаете.
Уже в марте, страны в которые можно было улететь из российских аэропортов получалось пересчитать по пальцам. Для авиации наступили новые темные времена.
На этот раз, проблема заключается в закрытии 36 западных стран для полетов российских бортов, приостановке сертификатов и отзыв самолетов со стороны лизингодателей. Получилось комбо.
Чтобы хоть как-то поддержать отрасль, Россия позволила авиакомпаниям не возвращать самолеты лизингодатели, а также продлевать сертификаты годности внутри страны, а не за ее пределами.
И если по России на таких самолетах еще худо-бедно можно летать, то при полете в другую страну, борт с высокой доли вероятности конфискуют по запросу лизингодателя. Примерно так, как это недавно произошло в Шри-Ланке.
Собственно, из этой ситуации существует лишь один выход. Производить самолеты из 100% отечественных комплектующих, которые смогут летать по всему миру без каких-либо препятствий.
Здесь надо понимать, что у российского авиастроения есть прошлое в виде Ту-204СМ/Ил-96 и будущее - МС-21-310 и SSJ-New. Настоящего, то есть такого самолета, который уже сейчас может выпускаться массово - нет.
Конечно, мы примерно понимаем, что рано или поздно, Россия поставит на крыло МС-21 и новый SSJ. Но до того как это произойдет, стране также необходимо на чем-то летать. А в идеале, еще и летать за границу.
Как бы не пеклись патриоты, но поставить на крыло Ту-204 в кратчайшие сроки сегодня не получится. Возможности по выпуску этого типа самолетов, едва ли превышают 3-5 единиц в год. Создание новых производственных мощностей под этот самолет вполне может потребовать до 5-7 лет, что нерационально, т.к. в этом временном промежутке уже начнется выпуск МС-21.
Мы в Telegram
Что касается дальнемагистральных самолетов, то здесь как в старой задачке "Восстановить/нельзя/остановиться" нам надо поставить правильную запятую. Поскольку других дальнемагистральных самолетов кроме Ил-96 в России нет, запятая должна ставиться примерно так- "Восстановить, нельзя остановиться."
Ближайшие 5 лет станут для российской авиации достаточно сложным временем. Мы столкнемся с дефицитом самолетов и неким, пока не определенным в цифровых показателях ростом аварийности бортов.
Насколько быстро мы завершим этот период, будет зависеть только от эффективности управления и принятия правильных стратегических решений.