Найти в Дзене
Фронтир и Дикий Запад

Индейский марафон, где главной ставкой была жизнь

Когда в 1701 году Пять Наций ирокезов замирились с французами и их краснокожими союзниками, то перед воинами мохоков, онондаго, онейда, каюга и сенека встала проблема: где теперь добывать воинскую славу, скальпы и пленных, которые являлись непременным условием подъёма по социальной лестнице в племени. Враг, за счет которого можно было самореализоваться, был найден далеко на юге от священных долин ирокезов, им стали племена - чероки и катоба из Южной Каролины.

Однажды военный отряд индейцев сенека вторгся в страну катоба. Налетчики, как это обычно бывало, забирались на вершины деревьев и холмов, чтобы обнаружить дым вражеских стоянок или услышать стрельбу охотников. Наконец объект для нападения был найден, им стал одинокий воин катоба, который промышлял оленей и путешествовал по лесу в обычном, легком наряде - мокасинах и набедренной повязке.

Когда охотник возвращался домой, ирокезы перехватили его, но катоба успел избежать ловушки и бросился в бегство к знакомой пещере в 9-10 км. Он был настолько быстр и искусен в обращении с ружьем, что убил семерых противников во время стремительной погони, прежде чем сенека смогли окружить и схватить его. С мрачным торжеством несли ирокезы на север своего пленника, и хотя их сердца были наполнены необычайным горем и стыдом из-за потери стольких воинов, уважение к воинской доблести катоба побудило их обращаться с ним во время долгого пути гораздо более аккуратно, чем если бы он выказал признаки слабости.

Сенека довели пленника в целости и сохранности до своих деревень, чтобы тот прошел обычный в таких случаях обряд возмездия. Женщины и дети выстраивались в два ряда и били чем попало храброго катобу, убийцу семерых воинов сенека. После искупительной экскурсии, пленника привели в главную деревню и официально приговорили к пыткам на костре.

Можно вполне обоснованно предположить, что то, через что прошел воина катоба после пленения: скудное питание, утомительный марш, ночевки на голой земле под дождем с вытянутыми руками и ногами в грубых оковах, избиение во вражеских деревнях, настолько подорвали его здоровье и поразили его воображение, что он провалился в глубокий сон, чтобы избежать дальнейших страданий.

Легендарная погоня ирокезов за воином катоба.
Легендарная погоня ирокезов за воином катоба.

Вероятно, при подобных обстоятельствах так произошло бы с большей частью белых людей, но никогда ни с одним из индейцев. Храбрый катоба, обреченный на смерть, держал голову холодной, не отступил от жестких принципов этики индейского воина, и смог так хорошо исполнить роль смертника, что удивил и привел в неистовый гнев своих многочисленных врагов.

Катоба развязали и повели в окружении многолюдной толпы к берегу реки, где располагалось место для огненной пытки. Пленник уловил момент, сбил с ног ближайших ирокезов, добежал до реки, прыгнул и погрузился в воду с головой. Он плыл, как выдра, лишь изредка поднимаясь на поверхность, чтобы глотнуть воздуха, пока не достиг противоположного берега. Катоба взобрался на крутой откос, и хотя у него были все основания спешить, т.к. одни враги уже плыли через реку, другие бросились в разные стороны к ближайшим бродам, а пули летели у него над головой с того самого момента, как он вышел из воды, все же он не смог уйти без официального ответа на "гостеприимство" ирокезов.

Сначала он повернулся к ним задом и ударил по нему рукой, а затем сделал один маленький круг военного танца, который закончил пронзительным боевым кличем, в качестве последнего прощай. Теперь все формальности были улажены и катоба бросился в лес, как дикий зверь, вырвавшейся на свободу. Он мчался так быстро, что к полуночи того же дня успел пробежать такое расстояние, на преодоление которого его нетерпеливым преследователям понадобилось два дня.

Там он отдыхал, пока, по счастливой случайности, не обнаружил пятерых преследовавших его ирокезов. Катоба был раздет, разут, безоружен, голоден и избит, но, казалось, сам Великий Дух послал к нему врагов, чтобы снабдить всем необходимым. Все обстоятельства призывали к подвигу и беглец не упустил свой шанс. Он прокрался к вражескому лагерю, и дождался пока все крепко заснули. Катоба, как змей, подполз к спящим ирокезам, завладел одним из томагавков и тихо прикончил одного за другим.

Только тогда катоба дал выход своей ярости и изрубил врагов на куски, затем снял с них скальпы, выбрал лучшее ружье, одежду и собрал столько боеприпасов и провизии, сколько мог унести во время быстрого марша. С легким сердцем отправился в путь наш герой и не спал несколько ночей подряд, только иногда делая короткие дневки, прислонившись спиной к дереву. Когда беглец, как бы по наитию, почувствовал, что ему больше не грозит погоня, он направился прямо к тому самому месту, где убил семерых воинов сенека, и был взят в плен.

Он откопал убитых, снял с них скальпы, а затем сжег тела и с необыкновенным триумфом возвратился домой. Когда еще один отряд преследователей добрался до лагеря, где погибли пять ирокезов, зрелище обезображенных трупов так потрясло их, что они решили вернуться домой, поскольку пленник катоба, застреливший сначала семерых, а потом голый и безоружный расправился с пятеркой опытных воинов, не мог быть ни кем иным, как вражеским колдуном, и если они продолжат погоню их ждет такая же участь.

Заключение

Сиуязычное племя катоба насчитывало в 1701 году около 1500 воинов, к 1747 году их осталось всего 400. Болезни, пьянство и постоянные войны сильно сократили численность катоба, несмотря на то, что они постоянно пополнялись за счет осколков родственных племен из обеих Каролин и Джорджии. В июле 1751 года, при посредничестве губернаторов Южной Каролины и Нью-Йорка, между катоба и Пятью Нациями состоялись мирные переговоры, которые закончились символичным актом закапывания боевого топора, чтобы "ни один злой человек не мог его больше отыскать".

Так закончилась 50-летняя вражда между ирокезами и катоба, но численность последних продолжала сокращаться. В 1754 году их было уже 320 воинов, а к 1760 году осталось только 100. Виной всему была оспа и войны с далекими и ближними соседями, которые катоба не прекращали вести вплоть до конца Американской войны за независимость.

Главный источник - James Adair’s History of the American Indians, published in London in 1775