Найти в Дзене
Наталья Баева

"Анти - Чарская"

Маргарита Рокотова, Маргарита Владимировна Ямщикова, Александр Алтаев - это не три человека, это - один. Вернее - одна: детская писательница, книги которой переиздаются нечасто. Но почему?!

Никто ещё не называл Ямщикову "анти-Чарской"? А ведь суть это отразило бы вполне.

В противоположность сентиментализму Чарской, её миру семьи и школы, родни и подруг, у Ямщиковой - "мир, открытый настежь бешенству ветров". Её романы "Под знаменем Башмака", "Апостол истины", "Впереди веков", "Ян Гус из Гусинца" - это ещё ДО революции. Для гимназистов и гимназисток.

-2

Переломные моменты истории, общественные бури - и вопрос вопросов: как не потеряться, прожить небесполезно человеку не-великому? Обыкновенному? Найти своё место не просто в жизни, а в жизни, слетевшей с привычной колеи?

И бесполезно рассуждать, что лучше, что полезнее детям: ведь дети и тогда были очень разными.

Вступив в литературу ещё в 1889 году, Маргарита Ямщикова за полвека написала целую библиотеку повестей об истории - русской и всемирной, биографий художников и поэтов, правителей и революционеров... И это - помимо многолетнего сотрудничества в детских журналах (в "Мурзилке" - со дня основания). Сколько же для журналов было написано очерков! Одна только серия "Детство замечательных людей" - это же детский вариант ЖЗЛ!

-3

Происхождение Маргариты Владимировны - само по себе готовый материал для увлекательного романа: декабрист Николай Толстой и художник Фёдор Рокотов - предки, художник Александр Агин - крёстный, а друзья родителей - это просто созвездие. Салтыков-Щедрин, Григорович, Полонский, Анна Керн... Можно ли в таком окружении вырасти посредственностью?

-4

Девочка деятельно помогала отцу в организации театра, и очень любила рисовать. Училась в Школе поощрения художников. По её собственным воспоминаниям, "лекции слушала жадно". Особых талантов к живописи и графике не явила, но кругозором точно была обязана преподавателям и собственной любознательности. Выставки передвижников в стенах школы сформировали художественный вкус и понятие о творчестве, как о служении. Тема творчества станет для неё как для писателя основной.

Печататься начала в 17 лет, и первыми её публикациями были сказки. Почему сразу обратилась к детям? Сильнейшее увлечение педагогикой: оставив художественную школу, продолжила образование на педагогических курсах Фребеля. А вот почему псевдоним "Ал Алтаев"?

Вслед за любимой писательницей Жорж Санд (Авророй Дюдеван) решила, что к женскому творчеству общество относится столь несерьёзно - может, редактор и читать не станет! А если подписаться мужским именем - отнесётся непредвзято.

История замужества Маргариты Владимировны очень в духе времени: Андрей Ямщиков, студент Лесотеха, гордился, что его невеста - автор уже шести книг, но и мысли не мог допустить, что его жена будет... работать! Это же... не уважать ни мужа, ни себя!

Маргарита предупредила, что между семьёй и профессией, скорее, выберет профессию - не поверил.

-5

Куда денется жена с новорожденной дочкой? У неё и паспорта-то нет, вписана в паспорт мужа, как и подобает жене. И жить отдельно может не более трёх месяцев в году - и только с письменного разрешения мужа, которого он не даст. Но однажды, вернувшись домой, он не обнаружил ни жены, ни ребёнка.

Уехала в глубинку, и регулярно высылала рукописи в столичные издательства. Ей удалось то, что удавалось немногим: зарабатывать пером, при этом не создавая ничего "на заказ". Писать о том, что интересно самой.

И в 1913 году ей было ОЧЕНЬ интересно возможное будущее своей страны. А поскольку "Что было, то и будет, и нет ничего нового под Луной", не заглянуть ли в историю? Чтобы узнать, как это уже БЫЛО?

И появляется роман "В великую бурю" - о событиях Английской революции. Время действия - с 1628 по 1658 год. место действия - Англия.
Главная героиня - дочка Фельтона. Нелли. Вся в папу - замкнуто-восторженная, увлекающаяся, неспособная лгать.

Это же только у Дюма Фельтон - простофиля, руку которого направила миледи. Убил романтического герцога Бекингема... Но в жизни-то никто не направлял - САМ. Избавил родину от мерзавца, облеченного властью. И стал героем для соотечественников.

Страница из романа - толпа благословляет избавителя: "Храни тебя бог, маленький Давид!" Но - не отбили, позволили казнить. Почему?! Против короля - ещё не смогли. Не пришло время...

-6

А провожают его на виселицу мать и дочь. Годовалая Нелли ещё ничего не понимает...

-7

Король Карл - единственный человек в стране, кого смерть Бекингема повергла в отчаяние, в слёзы, в полную растерянность. Ну что ж, если ему так нужен поводырь - фактическим правителем станет королева.

(Ничего не напоминает? Хотя Распутин на тот момент ещё жив...)

Но на людях его величество сумеет держаться достойно - до самого конца. До эшафота. Потому что в своём убеждении о божественной природе власти он совершенно искренен. А ведь как человек - неплохой, любящий семьянин...

-8

А Нелли подрастает. В полной нищете, которая лишь закалила её характер и научила ценить людей, умеющих думать не только о себе. Голосистую девочку приметил придворный художник: нарисовать!

-9

И тогда же на неё обратил внимание "восходящая звезда парламента" Оливер Кромвель. У Нелли даже появилась возможность выбрать покровителя! Не сразу, но поймёт: художник озабочен личным успехом, а депутат - справедливостью. Для всех.

-10

Замечательно прозрение писательницы по поводу исторических персонажей: антиподы, король и Кромвель, абсолютно честны. Но... честная недалёкость - путь к поражению, а порядочность удачливого политика - верный способ навлечь на себя ненависть и справа, и слева. Немногим дано понимать и ценить "узурпатора", которому власть нужна для прекращения войны всех со всеми. И ведь тоже - семьянин, прямо-таки образцовый!

Безнадёжный идеализм короля, уверенного, что ему обязаны служить во имя чести, бесплатно - и трезвый прагматизм революционного вождя, понимающего, что обаяние власти может развеяться от первых же неудач. "Народ привык повиноваться силе".

А народ - это полсотни партий и сект, которые не договорятся никогда! Народ на этих страницах отнюдь не "безмолвствует": своими голосами здесь говорят солдаты и крестьяне, аристократы и мещане, офицеры, "красные" и "белые" - и просто люди, запутавшиеся, неспособные определиться. Да и в революционном лагере люди настолько разные! Вот главнокомандующий, лорд Ферфакс, не понимает: ну как можно пачкать руки чужой кровью? Буквально - зачем помогать раненому, если на это есть санитары? Что-то чудит генерал Кромвель, ну да ему простительно: не аристократ...

-11

Вот фрейлина королевы Кларисса вопрошает Кромвеля: "Кем я буду без королевы, без двора, без монархии? ЧТО?!! "Честной гражданкой?" Предлагайте это прачкам и кухаркам!" Выхватила пистолет - и застрелилась. Генерал приказал похоронить с почестями - мужество вызывает уважение.

А вот Анна, жена лондонского пивовара, ораторствует на площадях, требуя "свободы". Покушением на свободу ей представляется любое ограничение анархии.

Эдвард - будущий муж Нелли, готов довольствоваться скромной долей клерка: он понимает, что никогда и никого не убьёт. Нет такой цели, ради которой он отнял бы чужую жизнь.

-12

Почему же он тогда, не жалея себя, строит баррикады, вместе с другими готовя город к уличным боям?

И почему в конце концов и Нелли убедится, что лучшая участь в "эпоху перемен" - работать на собственном клочке земли?

***

Напомню - повесть написана "для юношества". А ведь это - взгляд в недалёкое будущее СВОЕЙ страны!

И, между прочим, в своё собственное будущее. Летом 1917 года сделала выбор - РСДРП.

-13

Знакомство с Марией Ильиничной Ульяновой привело её в секретариат Смольного, а вскоре и в "ближний круг" - стала стенографисткой Ленина. Но после смерти вождя не сделала попытки остаться "в политике" - убедилась, что жизнь "по совести" в этой профессии невозможна. Чтобы соблюдать баланс интересов в обществе, личной порядочности совершенно недостаточно.

Маргарита Владимировна прожила долгую жизнь, и прожила её, занимаясь любимым делом: серия исторических романов под общим названием "Борьба веков" и более пятидесяти книг-биографий.

-14

Её герои - это Линней и Гутенберг, Шиллер и Бетховен, Микеланджело и Сервантес, Колумб и Брюллов, Леонардо да Винчи и Глинка, протопоп Аввакум и Чайковский, Рафаэль и Авраам Линкольн...

Герои на все времена, а повести о них - готовые сценарии. Режиссёры, а-у-у-у!

Ещё один рассказ о повести Ал. Алтаева Пасынки Академии" здесь:

Другие публикации о нашей великой литературе для детей здесь: