Ну что, "тертый калач" продолжим раскрывать тайны фразеологизмов!?
Если не читал первую часть рекомендую, узнаешь, как нарост на пальце повлиял на моду почти на 200 лет, ссылку оставлю в конце статьи.
Тертый калач
(так называют человека с огромным жизненным багажом (опытом). Обычно это - сильный, как физически так и духовно, человек. Которого очень не просто обмануть).
Калач - это хлебушек в виде кольца или гири, изготовленный из муки высшего сорта. Тертый калач - разновидность этой выпечки. Для его приготовления требовалось голыми руками (желательно чистыми) долго и усердно тереть тесто об лед. Благодаря такому методу в тесте сохранялся углекислый газ. Хлеб получался не вероятно воздушным и пористым. Но для это приходилось изрядно поработать.
На Руси с этим рецептом была связана пословица "Не терт, не мят, не будет и калач". Без трудности и преодоления проблем не получится полноценная личность. Со временем из поговорки родился известный нам фразеологизм.
В зависимости от региона ,разумеется была своя рецептура и свои хитрости, которые влияли на вкус и мягкость хлеба. Тертый калач на столько плотно вошел в нашу историю, что теперь его можно лицезреть на гербе города Мурома. Именно там его начали выпекать в начале 14 века
Раз мы начали о хлебе , так и продолжим следующим фразеологизмом тоже на тему калача.
Дойти до ручки
Как мы знаем уже, в 14 веке на Руси одним из основных ремесел было хлебное дело, калачи пекли с ручкой в виде гири. Горожане любили покупать калачи у торговцев и есть их прямо на улице, держа за специальную часть — ручку, представлявшую собой перемычку калача.
Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали её нищим либо бросали на съедение собакам. Человек который не брезговал съесть ручку от чужого калача приравнивался к уличной собаке. И сегодня выражение дойти до ручки, приобрело значение упасть на самое дно, потеряв человеческий облик.
Еще одна из версий данного выражения связана с дореволюционной Россией. В 1861 году в России указом императора Александра I было отменено крепостное право. Не все крестьяне смогли приспособится к аграрной реформе, те кто разорился вынуждены были податься в город в поисках хоть какой то работы. Те кто не смог "найти себя"и в городе превращались в "босяков".
Самой распространённой работой для этой группы граждан была примитивной, а именно крутить ручку простого станка, который вырабатывал электричество, так как электричество в конце 19 века была большой редкостью. Рабочих мест таких было в избытке, за совсем небольшую плату "босяки"выполняли роль обычного привода сменяя друг друга.Чаще всего ручку выводили на наружную часть стены фабрики, так как их не пускали не территорию.
Таким образом, выражение «дойти до ручки» в то время означало — браться от безысходности за любую, пусть даже самую неквалифицированную и низкооплачиваемую, работу.
Дело-Табак
(отношение к очень плохому исходу какого-либо дела, неприятному положению, состоянию)
На Руси на протяжении многих веков существовала тяжелая работа по перемещению кораблей и барж с грузом против течения реки с помощью специальных рабочих - бурлаков. (Репин что-то похожее рисовал).Между бурлаками, как и между другими рабочими сформировался определённый сленг, который упрощал общение во время работы.Одной из таких фраз была фраза "дело-табак"
Дело в том, что все бурлаки были курящими людьми. Они носили табак в особых мешочках, которые вешали на шею. Когда бурлаки заходили на глубину и была вероятность того, что вода может дойти до их кисетов, то идущий впереди выкрикивал - "дело-табак". Согласитесь это гораздо быстрее чем кричать "Валера, осторожно, мать твою, тут начинается глубина"))
Правда есть у этой версии определенные пробелы, некоторые историки утверждают, что эта идиома произошла от других выражений, которые были распространены в среде бурлаков:"табачить" - это значило отталкиваться веслами от неглубокого дна,"под табак", что обозначало мель. Эти версии опровергают версию, о глубине в которой можно намочить кисет с табаком.Но я считаю что эта версия ближе всего к истине.
Буду признателен за поддержку, подписывайся на Дзене, а так же не забывай о телеграмме https://t.me/historyinobjects
Ссылка на первую часть: https://zen.yandex.ru/media/id/629f1a3072141d27339ae91b/62a5bda482cf817bc9a0c88e