Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Пресвятая Троица — тайна христианства

  • «Мы молимся во имя Отца, Сына и Духа Святаго. Но Иисус молится Господу Отцу, говоря: ʺОтче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет...ʺ (Лк. 22:42). Это Гефсиманская молитва перед Его страданиями. Он на земле был Сыном? Не Господом? Послал Его Отец: ʺИбо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечнуюʺ (Ин. 3:16). А молимся мы Господу нашему Иисусу. То есть как бы такое противоречие. Сегодня тот же вопрос был у моих детей. Им пыталась, конечно, объяснить, что это как яйцо: оно целое, но там есть скорлупка, белок, желток. Но до меня самой не доходит, а им нельзя сказать, что я не знаю».

А почему Вы не можете детям сказать, что не знаете? Вы боитесь, что в их глазах покажетесь незнайкой: как это мама чего-то не знает?! Боитесь, что потеряете авторитет в их детских глазках? Нет, не потеряете. Наоборот, приобретете. Вы человечнее для них станете. Они будут знать, что если мама чего-то не знает, она это скажет. Она всегда правду говорит. Она не будет выдумывать и обманывать. И это придаст другим Вашим словам вес. Вы можете им сказать: «Детки, я понимаю ваш интерес. Это очень важно для вас. Но, к сожалению, я не смогу ответить на ваш вопрос, потому что сама до конца не знаю. Может, мы у батюшки спросим вместе с вами, когда будем в церкви?»

Традиционно я воздерживаюсь рассуждать на тему Святой Троицы, потому что это действительно что-то запредельное, не из нашего мира. Охватить это своим человеческим умом мы не можем. Не в состоянии. Как это ― Бог един в трех Лицах? То есть Бог один, но одновременно три Лица: Отец, Сын и Святой Дух. Один плюс один плюс один ― это один, а не три? Это вопросы догматического богословия, немного не мой уровень. Это, скорее, к профессору Осипову. Тем не менее, я Вам отвечу.

Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух ― это Триединое Божество. Бог один, но в трех Лицах, в трех Ипостасях. Все эти три Лица были одновременно. Не было такого мгновения, когда не было, например, Сына. Он всегда был. Потому что если бы Сына не было, то Отец не был бы Отцом в тот момент. Значит, Бог изменяем, а если Бог изменяем, то что же это за Божество? Значит, Он во времени живет? Значит, Он вчера не был таким, сегодня уже стал таким? Значит, Он изменяется, а если Он изменяем, то это и не Божество вовсе. То есть Он должен быть вечен. Он вне времени. Поэтому всегда был Бог Отец, и у Него всегда был Сын, и всегда был Святой Дух. Потом Господь сотворил этот материальный мир, весь духовный мир и нас, людей. А потом люди пошли против Бога, произошло грехопадение. Одно из лиц Святой Троицы стало человеком. Воплотился Сын Божий. Сын Божий одновременно стал сыном человеческим. К нему в той же степени применимо слово «Господь». И к Духу Святому мы тоже обращаемся «Господь». Это единое Божество ― Троица Единосущная и Нераздельная. Поэтому ко всем трем Ипостасям это слово применимо.

Соединилось несоединимое ― Божество и материя. Бог и человек. И Он не просто всегда был соединен, а в какой-то момент времени произошло рождение, Рождество. Поэтому это важный для нас праздник ― Рождество Христа? Бог стал человеком для того, чтобы человек мог стать Богом уже по Благодати. Чтобы нас исцелить, поднять наше человеческое естество. Он пришел в уничижении. Поэтому Он хоть и Господь в полноте своей, но Он молился Отцу, что «не Моя воля, но Твоя она будет» (Лк. 22:42). Хотя Он Сам Господь, апостолу сказал: «Думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26:53). Это Он сказал, когда Его пришли арестовывать после этой молитвы. Так что Он мог, но сознательно занимал позицию уничижения, смирения, кротости, незлобивости. И больше показывал Свою человечность, Свое человеческое существо, чем Свое Божественное достоинство.

Хотя Божественное достоинство тоже в Нем проявлялось. Например, на Фаворе, когда Он преобразился, показал ученикам Своим славу, насколько они могли это вместить. Так что больше Он проявлял себя как человек, но в полной мере был Богом, Богочеловеком.

Поэтому «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Молимся мы Господу нашему Иисусу, но не только Ему. Мы же говорим: «Отче наш». В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу. «Царю Небесный» ― обращаемся к Духу Святому. А бывает так, что мы сразу ко Святой Троице обращаемся, но тоже говорим «Господи» в единственном числе.

Все запутано, я понимаю. Помогай Господь! А деткам не бойтесь сказать правду.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.