Сначала стоит сказать пару слов, что этот страх темноты мы будем рассматривать через призму экзистенциальной психологии. А её появление — это шутка тысячелетия от психологов. К слову, есть телесные психологи, есть гештальт-терапевты, есть те, кто про детско-родительские, а есть те, кто про смысл жизни и страхи смерти, одиночества и свободы. Что кому из психологов ближе, тот в том направлении и идет.
Так вот, с экзистенциалистами дело было так: люди перестали бороться за выживание и загрустили, потому что не о чем было переживать. Тогда появились экзистенциальные философы, которые начали задавать сложные вопросы: «А что будет после смерти? А для чего ты живешь? А что ты будешь делать со своей свободой?» Люди задумались, поняли, что не знают ответов, и снова начали переживать ))
Так появились экзистенциальные психологи, которые стали помогать людям справляться со страхами смерти, свободы, бессмысленности бытия и одиночества. В общем-то вся та компания, из-за которой сейчас и разразились кризисы нашего поколения.
— не понимаю, зачем я живу
— чувствую себя одиноким даже в толпе
— не могу испытывать удовольствие от жизни
— не хочу брать ответственность за свою жизнь
Как это проявляется в жизни?
Держите вот историю.
Шестилетний ребенок однажды приходит домой и видит, что его друга, который играл с ним в картишки, водил на тренировки и в целом весело проводил время, — не стало. В один день и без предупреждения. Это было первое столкновение со смертью, которое вылилось в параноидальный страх темноты: приходя со школы, этот ребенок проходил по всей трехкомнатной квартире и включал везде свет, проверял все углы, чтобы убедиться, что в квартире больше никого нет, а точнее, что нет того, что может неожиданно забрать человека. Этот же ребенок каждый день ритуально проверял все свои игрушки, здороваясь с ними по утрам и укладывая их спать по вечерам — чтобы больше никто не исчез. Этот же ребенок очень долго видел один и тот же кошмар, как кто-то пытается ворваться в квартиру через входную дверь, а эта самая дверь все никак не может закрыться.
Ребенок очень испугался смерти. Очень.
Появилась какая-то незримая темнота, которая может в любой момент прийти и забрать то, что ты любишь. Защита от этого — держаться изо всех сил за то, что важно, не отводя глаз, под тотальным контролем, — и так в дальнейшем в отношениях появляется созависимость. Потому что отвернуться и заняться своими делами — нельзя. За это время человек может пропасть навсегда.
Но человек не может все время пребывать в страхе, поэтому запускается самозащита, которая этот страх блокирует и делает его страхом Шредингера: он как бы есть, но его как бы нет. Последствия видим, а ощущать уже не ощущаем. И крайняя степень последствий, разматывая этот клубок, в том, что этот самый ребенок держится мертвой удушающей хваткой за то, что любит. А если это человек, то держится за него двумя руками, как вы сами понимаете теперь, создавая ситуацию, в которой становится невозможно жить для себя. Потому, что и физически нет возможности, ведь надо смотреть в оба, не отвлекаясь, да и потому, что страшно теперь вообще что-то любить, ведь оно может закончиться в любой момент (что, конечно же, еще и находит множество подтверждений в жизни в дальнейшем).
***
Вот такая история.
А вы боялись темноты?