Устойчивая связь Богини Матери с большими кошками, прежде всего с леопардом, появляется в Малой Азии. Уже в Чатал-Хююке (8 тыс.- 6 тыс. до н.э.) можно видеть все основные сюжеты связанные с этими животными, которые впоследствии будут эксплуатироваться в древнем мире вплоть до христианской эпохи. Здесь впервые появились сдвоенные леопарды, как на фото ниже. Впоследствии леопардов в этой сцене стали заменять на львов, но суть от этого практически не менялась, это все так же был символ Богини Матери. В культе Бога Сына - Диониса, заменившего во многом почитание Великой Матери, все так же продолжал использоваться образ древнего леопарда. Хотя сама Мать Богов в античное время уже стала предпочитать львов.
Две плохо сохранившиеся фигурки из Чатал-Хююка с богиней сидящей на леопарде демонстрируют нам невероятную древность этого образа (ему 8 тыс. лет). На леопарде также восседал Дионис, на льве ездила Рея-Кибела.
Нет сомнений, что культ Диониса был производным от более древнего культа Богини Матери. Иконография у них практически идентичная. Отрубленная голова, которую Дионис держит на палке, была важным символом в обоих культах.
Ниже, вторая фигурка из Чатал-Хююка с сидящей на леопарде богине. Сейчас в музее ее стали выставлять со спины. Разобрать, где тут перед, а где зад, не такая уж тривиальная задача. Ниже фото этой фигурки с другой стороны. На крупе леопарда видна человеческая рука, вроде бы даже покрытая леопардовыми пятнами. Некий предмет одежды на плечах божества также похож на леопардовую шкуру. В общем, богиня не только сидит на леопарде, но и в каком-то смысле им является.
Здесь мы подходим к интересному вопросу связанному с трактовкой округлых знаков на хеттских или хаттских изображениях из Анатолии, как правило все они из Каниша (Несы), родины Диониса. На фото ниже, что бы это могло быть?
Можно ли сделать простое предположение, что эти круглые значки есть имитация пятен на шкуре священного леопарда?
На многих алебастровых изображениях из хеттской Несы можно увидеть множество странных кружков. Лежит человек, рядом скорее всего лев. Но на чем они лежат? Возможно, что это леопардовая шкура?
Леопарды на керамическом сосуде из Каниша, 19-17 вв. до н.э. По такому их обилию здесь можно не сомневаться, что логово Диониса находилось где-то рядом. Бог Сын, Несийский бог, Бог с горы Несы, вскормленный несийскими нимфами, все это он - Дионис.
Интересно, что судя по всему культ леопарда не продвинулся в Европу при движении индоевропейцев из Чатал-Хююка в 6 тыс. до н.э. Возможно, это связанно с тем, что эти животные в историческое время в Европе уже исчезли. Например, в Болгарии я нашел в местных музеях всего один образец сходный с Леопардовой богиней.
Ниже фигурка из музея Пловдива. Богиня Мать из Калояново, она имеет характерные "леопардовые" пятна в нижней части тела.
Больше всех продвинулись в почитании леопардов этруски. Будучи выходцами из Малой Азии, они принесли в Италию представления о Дионисе, Великой Матери богов и их священных животных.
Уже в древнейшей Гробнице Пантер, VII в. до н.э. из Тарквинии мы видим изображения леопардов. Причем одних только леопардов, больше в склепе других изображений нет вообще. Впоследствии, этрусские гробницы стали расписываться богаче, и символ Диониса стал менее заметен на общем фоне. На стене Гробницы Пантер кроме двух леопардов есть еще изображение самого Диониса, вернее одной его головы, из которой видимо сделали чашу для питья. Как либо иначе трактовать этот рисунок я затрудняюсь. Из греческих мифов хорошо известно, что Диониса разорвали на части, в том числе отделили и его голову. Голова Диониса здесь, это само собой голова еще одного леопарда.
Интересны кружки на шкурах зверей из Гробницы Пантер, они почти идентичны тем, что мы разбирали выше - на артефактах из хаттско-хеттского Каниша. Все это говорит нам о том, что этруски и в Италии продолжали помнить свои малоазийские традиции.
Ниже, Гробница Львиц из тех же Тарквиний, VI века до н. э. Своей пятнистостью эти львицы напоминают все тех же леопардов, но в целом, можно констатировать, что с периода классический античности львов на подобных изображениях становится явно больше. Здешние львицы-леопарды интересны своей яркой антропоморфной половой принадлежностью, их изобразили с явными женскими вторичными половыми признаками. Что полностью соответствует представлениям о том, что лев, а ранее леопард, это животные Матери Богов. В хеттских гимнах львы и леопарды зачастую имели подчеркнутую женскую роль. При обращении к священным деревьям упоминалось:
Лев / львица спала как наложница. Леопард спал с вами как наложница».
Вячеслав Иванов. Труды по этимологии индоевропейских и древнепереднеазиатских языков.
В нижнем ярусе под львицами на стене склепа изображен огромный сосуд с вином. Вся композиция росписи, включая музыкантов и плясуний, должна символизировать бога Диониса и его Великую Мать, которые дарили бессмертие своим последователям. Ниже мое фото из статьи о некрополе малоазийского Термессоса, где лев и леопард также пытаются прильнуть к источнику бессмертной жизни.
Читайте также: