Найти в Дзене

Боровичи. Есть только выходные, чтобы узнать все о городе.

Наступило лето, и смысла сидеть на выходных дома не видно. Взяли вещи. Поехали из Питера по нашей России. Серия статей о втором по населению городе Новгородской области – Боровичи. На машине дорога займет примерно 5 часов или 3 часа по платной дороге, есть вариант на поезде с Московского вокзала до станции Окуловка и потом на автобусе, как бы странно не было, Сапсан останавливается в Окуловке.

Список статей в серии:

  • Про прогулки в городе. Гуляем и наслаждаемся красотами города бесплатно;

Традиционно начнем с краткого экскурса в историю города, а в следующих статьях расскажу про места, обязательные к посещению в городе.

-2

История города Боровичи уходит вглубь веков. Истоки города в погостах-поселениях, административных центрах. В Лаврентьевской летописи под 947 годом записано: «Иде Ольга Новгороду и устави на Мсте повосты (погосты) и дани…» Боровичский погост впервые упоминается в Переписной оборочной книге Деревской пятины около 1495 года. Земли здесь были обжиты, в XIV-XV веках погосты на берегах Мсты превратились в торгово-промысловые поселения - рядки. В Писцовой книге 1564 года упоминается боровичский погост как Боровичский Рядок. До XVIII века история Боровичского рядка тесно связана с главной транспортной магистралью того времени – Вышневолоцкой водной системой. Основное занятие боровичан – лоцманское дело, они проводили барки по мстинским порогам.

Флаг и герб с одинаковым изображением
Флаг и герб с одинаковым изображением

Екатерина II 23 мая 1770 года подписала указ о преобразовании Боровичей в город, а через два года пожалован герб, изображающий «щит, надвое разделенный чертою перпендикулярною голубое с серебром; в первом – изображение голубого солнца, показует милость Ее Императорского Величества; в серебряном поле – натурального цвету окованный железом руль означает, что искусство тутошних кормщиков причиняет безопасность плывущим судам в опасных сих местах».

-4

С введением в строй Мариинской водной системы, а особенно после открытия в 1851 году Николаевской (Октябрьской) железной дороги, значение Мсты как водной транспортной артерии утратилось. Промышленное производство города направлено в другое русло - началось производство лучших в России огнеупоров. Развитие огнеупорной промышленности - это основная глава новейшей истории развития и сегодняшнего дня Боровичей. Вообще же ископаемые

богатства края привлекли внимание ученых Российской Академии наук еще во второй половине ХVI века. В окрестностях Боровичей были обнаружены большие запасы извести, серного колчедана, бурого угля и огнеупорных глин. Еще в 1786 году под руководством Н.А.Львова в устье Крупы, притока Мсты, была пробита первая в России штольня для добычи бурого угля, но его промышленная добыча была начата только в годы Первой мировой войны по рекомендации академика А.Е Ферамана

-5

Но главное природное богатство боровичского края - огнеупорные глины. Издавна славились своим умением и своими изделиями боровичские гончары. Их горшки, кринки, латки, чашки не отличались от обычных, но глина, из которой они были сделаны, особенная: плотная и светлая. Именно эти светлые глины и явились основой нового роста города. В конце ХІХ века активно развивающейся промышленности России потребовался огнеупорный «припас» - кирпич различных фасонов и другие керамические изделия. Его ждали Путиловский. Ижорский, Обуховский и другие металлургические заводы. А завозимый английский кирпич был и дорог и уступал по качеству. Оказалось, что боровичские глины по своей огнеупорной чистоте и плотности превосходят все глины России. В 1855 году недалеко от Боровичей Нобель, отец Альфреда Нобеля, основал первый завод огнеупорных изделий. Построенная к Боровичам железнодорожная ветка позволила российскому промышленнику, немцу по происхождению, заложить несколько заводов и основать производство огнеупоров, которыми и до сих пор славится Боровичский комбинат огнеупоров.

В следующих статьях расскажу о музеях и просто интересных местах города. Спасибо за внимание, скоро встретимся на просторах Я.Дзен.