Хочу снова отойти от табачной темы, чтобы рассказать, как я подал в суд на крупную сеть по торговле мебелью и что из этого вышло.
История будет интересна тем, кто думает о защите своих прав - по ходу рассказа отмечу некоторые особо важные практические моменты.
Летом 2018 года я купил офисное кресло за 11 999 рублей для сидения за компьютером дома. Название торговой сети не стану указывать. Кресло как кресло, конечно, китайское. Удобное. Но не успел закончится тот год, как я вдруг оказался на полу - безо всякой видимой причины опора кресла сломалась, и кресло рухнуло вместе со мной.
Глянул в инструкцию. Кресло рассчитано на 120 кг. Мой вес под 100 кг, и мебель подо мной не ломалась никогда. И вообще не припомню проблем с офисными креслами, и на работе и дома кресла служили много лет.
Быстро отправился с письменной претензией в магазин. Кресло взяли на проверку. Главный вопрос, который меня занимал - как получить обратно деньги, если они предложат ремонт или замену. Использовать сомнительную мебель больше не хотелось.
Каким же было мое удивление, когда ребята вручили бумагу, где было сказано, что производственного брака магазин не нашел, а кресло сломалось из-за "неблагоприятного внешнего механического воздействия", что доказывается отсутствием трещин. Гарантия на такое не распространяется, можете отремонтировать кресло за свой счет.
"Очень надеемся, что данная ситуация не повлияет на Ваше желание совершать покупки в нашем магазине", говорилось в ответе на претензию.
Я пришел в негодование от такой несправедливости. Высказал все, что думаю о магазине и пообещал менеджеру предать историю гласности в интернете.
Дома пригляделся внимательно к поломке. Ножки сделаны из такой своеобразной пластмассы, слоистой, что лучей трещин на ней ожидать не приходится, как на дереве. Но оказалось даже тут трещина есть! Куда смотрел так называемый технолог магазина?!
Что ж, магазин вытер об меня ноги и должен ответить.
Описал случай на сайтах отзывов, сопроводив фото. Следующим шагом стала жалоба в местное отделение Роспотребнадзора.
Где-то спустя месяца полтора позвонили из центрального офиса мебельной сети, прочитавшего мои отзывы в интернет. Любезно пообещали разобраться. Сказал, что жду ответ, иначе подаю иск в суд. Через неделю звонят снова - "все в порядке, не гарантийный случай, можете сделать платный ремонт в нашем магазине". Тем же любезным тоном.
Роспотребнадзор прислал ответ, что по документам с креслом все в порядке, поэтому, если я хочу доказать что-то, то должен обращаться в суд.
Стало понятно, что крупную мебельную сеть, видимо, не построить, если обращать внимание на всех недовольных потребителей. И что поскольку наскоком добиться своего не удалось, придется, как говорится "лапами ломать".
Okay. Суд так суд.
Здесь первый узловой момент, на который обращу ваше внимание. Некоторые считают, что перед судом следует сделать товарную экспертизу, то есть, получить заключение эксперта о причинах дефекта. Мол, чтобы прийти в суд "не с пустыми руками".
Специалист Роспотребнадзора, которая мне помогала, сказала, что суд сам назначит экспертизу. И это был правильный совет. Позже судья признался, что если бы я подал иск с экспертизой, то он все равно бы назначил новую.
Судится я решил сам, безо всяких юристов, надеясь на свои способности и с верой в свою правоту. Пошлина за иски по защите прав потребителей не взимается. Занимается такими исками мировой суд.
Исковое заявление помогли составить в Роспотребнадзоре.
Я потребовал от магазина вернуть деньги за кресло и оплатить моральный ущерб в 10 тыс. рублей.
Ни магазин, ни Роспотребнадзор своих представителей на слушания не прислали. Судья назначил экспертизу кресла, которая поручалась федеральному учреждению судебной экспертизы. Фирма вызывает доверие. Но! Делать экспертизу они отказались, ссылаясь на отсутствие необходимого оборудования.
Тогда судья предложил мне самому выбрать эксперта.
Поясню. Экспертиза - всегда платная, оплачивает истец. Если экспертиза не в вашу пользу - деньги пропали. Если в вашу, и суд вынес решение в вашу пользу, то ответчик также компенсирует вам расходы на экспертизу. Кстати, суд предупреждает эксперта об уголовной ответственности за недобросовестность.
Здесь второй узловой момент. Я имел дело с экспертизой достаточно дорогого бытового товара по своей работе. Она стоила 5 тыс. рублей. Поэтому рассчитывал примерно на такую сумму.
И вот связываюсь с разными экспертными бюро и выясняется, что экспертиза кресла обойдется дороже самого кресла - 12-14 тыс. рублей! В соседней области нашлись эксперты готовые работать за 7 тыс. Но с пересылками кресла или поездками эксперта, не выйдет ли "то на то"? И не будет ли выглядеть сомнительно такая экспертиза? Поразмыслив, я решил остановиться на самом солидном местном бюро.
Неприятным сюрпризом стала реакция семьи на мое предприятие. Никто не верил в мою победу. А объявление об экспертизе в 14 тыс. рублей вызвало вовсе женскую истерику. Но я назвал всех пораженцами и непреклонно стоял на своем.
Оплатил 14 тыс. рублей экспертизе, можно сказать, удвоил ставку.
В назначенный для экспертизы день я впервые столкнулся с представителем магазина. Обычный парень тихо-молча сидел в углу.
Эксперт принесла всякие внушительные оптические и другие приспособления, с помощью которых дотошно, наверное, минут 40, исследовала все кресло. Вывод будет отправлен в суд, в итоге сказала она.
В решающий день судья объявил заключение эксперта. Поломка произошла в результате производственного дефекта! Ура, справедливость восторжествовала!
Судья предложил вариант мирового соглашения до оглашения вердикта. Я сказал, что готов рассмотреть предложения магазина. Парень-мебельщик предложил 4 тыс. рублей, а возврат денег и компенсация за экспертизу идут автоматом. Подумав, я согласился, чтобы избежать апелляций и тому подобного. История, конечно, уже изрядно утомила.
Решение суда по мировому соглашению было составлено.
Все деньги были перечислены мне очень быстро. Что изменило мое отношение к мебельной сети к более-менее нейтральному.
Приятным бонусом стали извинения моей семьи.
Остается добавить, что разбирательство заняло без малого один год. Я остался доволен тем, как работает система мирового суда. И благодарен сотруднице Роспотребнадзора за консультации и помощь.
Успехов!