В течение нескольких столетий на территории Красноярского края живут представители более 150 национальностей, разных конфессий и этнической принадлежности.
До прихода русских в Приенисейской Сибири проживало коренное население: долганы, эвенки, ненцы, кеты, тувинцы, кыргызы, качинцы. В составе первых казачьих отрядов енисейскую землю осваивали выходцы из Украины, Польши, Литвы, Поволжья.
Согласно первой переписи населения 1897 года в Енисейской губернии проживало 570 тысяч человек. Коренные народы составляли 17% от общего числа. Среди пришлых народов наиболее многочисленными оказались украинцы, татары, поляки, евреи, мордва, латыши, эстонцы, немцы.
Численность населения увеличивалась со строительством транссибирской железной дороги, во время Столыпинской аграрной реформы и после Первой мировой войны.
На национальный состав повлияли репатриации иностранных военнопленных в годы мировых и гражданской войн, политические репрессии по социальному и национальному признакам. В 1950-70-е годы в край приезжают выходцы из трудоизбыточных районов (Средняя Азия, Кавказ, Молдавия) в связи с гигантскими стройками в крае (ГЭС, КРАЗ, Сибтяжмаш, КАТЭК).
По переписи населения в 2002 года в крае проживало 3512,4 тыс. человек, нерусское население составляло 435,4 тыс.
Наш, Большемуртинский район тоже многонациональный. В годы Столыпинской реформы на территории района появились белорусы. В 1907 году в деревню Черемшанка приехали Авдеевы. Деревни Таловка, Черняевка, Орловка, Коленга обживали белорусы Пунтусы, Горячевы, Филины, Шалыгины.
В 1912 году в деревню Малая Российка приехали Сущени - переселенцы из Барановичей. Название деревни Минск не случайное. Там жили белорусы Сецко Струзик, Потес, Ждановичи, Захаревич и другие.
В 1907 году в Большемуртинской волости было выделено 134 земельных доли на участке Угородского. В 1908 году началось заселение этих земель татарами, в 1910 году появилось поселение Казанка. В 1912 году часть татар стали добывать живицу, образовав поселение Верх-Казанка, старейшие фамилии Хабибулины, Камалдиновы.
В Казанке построили мечеть, впоследствии здание передали школе. Татары сохранили свою культуру, традиции, быт. С 2012 года в деревне вновь начала действовать мечеть, которая является центром общественной жизни населения.
Из воспоминаний Мытько Екатерины Васильевны: «Родители приехали из Чувашии в 1912 году и были среди основателей деревни Гребень (Козьмо-Демьяновка). Причина переселения – малоземелье на родине. Вторая волна приезда чувашей была в 1962-1963 годах по трудовой мобилизации».
Из рассказа Т.И. Турий: «В деревню Комарово приехало около 15 семей, всем было построено жильё. Все работали в колхозе “Сибирь”. До сих пор в деревне проживают чуваши Арсеньевы, Леонтьевы, Васильевы, Зайцевы». В 2008 году в Большемуртинском районе проживало от 1000 до 2000 чувашей.
В 1941 году в наш район депортировали 2611 немцев Поволжья. В августе семью Э.Х. Мищенко вместе с другими соседями, погрузили в товарные вагоны. Более месяца добирались до Красноярска, а затем на барже до деревни Юксеево. Шесть семей определили на жильё в деревню Орловка, остальных распредели по деревням Межово, Юксеево, Б-Мурта. До сих пор в районе живут Шитц, Мерк, Губер, Варкентин и другие немцы. Жители района по-разному относились к прибывшим. Одни жалели, другие оскорбляли, дети обзывали фашистами.
После реабилитации многие поменяли место жительства, после распада СССР часть немцев переехала в Германию. Только из одной школы районного центра пять учителей вместе с семьями - 18 человек, переехали на ПМЖ в Германию. На новой родине не все прижились. Возвратились cемьи Миллер, Мерк, Кнауб, Лейбе.
Поселения поляков возникали вдоль сибирского тракта после восстания 1863 года. В ссылке оказалось более 50 тысяч человек, а вот в нашем районе поляки появились после Столыпинской реформы. Деревня Лакино основана в конце XIX века поселенцами из северо-восточной части Королевства Польского, из крессов Вильно, Ковно, Гродно. Шинкевич Галина Михайловна вспоминает, что её дед Карвель Иван Осипович был среди первых поселенцев. Одним из первых зданий, построенных на новой Родине, стал костел.
Поляки ощущали себя единой общностью. В 1934 году костел переделали в клуб, а после и вовсе разрушили. Потомки поселенцев впоследствии образовали колхоз «Юбилейный», который был одним из лучших в районе, выжил и в рыночных условиях. У поляков и белорусов, проживающих в районе, низкая самоидентификация. Они знают свои корни, но при переписи населения относят себя к русским.
В начале 1950-х годов в районе проживало 347 «кулаков из Литвы». Авдеев Валерий Афанасьевич: «В 1947 году в деревню Ярлычиха прибыли литовцы Кумжа, Бутаутас, Петрулис, Гайдамовичус. После реабилитации они возвратились на родину. Я дружил с Кумжой и навещал его в Литве. Жил он тогда в Тальшейском районе». В деревне Большой Кантат жили Петрас, Регутис. В поселке Б-Мурта проживают Жабекас, Мацюте, уехал на родину Шапкус Фридрих. Их родители были сосланы в 1948 году.
Были депортированы в район и калмыки. В 1952 году их в районе было 22 человека. Часть калмыков жила в деревне Большой Кантат, где они добывали огнеупорную глину. В деревне Старое Предивное занимались заготовкой леса. В.П. Ярманов вспоминал: «Ростом калмыки невысокие, ходили обычно гуськом, заложив руки за спину, женщин и детей среди них не было». Фамилии назвать не мог, объяснив это тем, что они трудно произносились.
Русские в районе являются титульной нацией. По переписи населения русских проживает 14500 тыс. чел. из 18100 чел. Заселение территории шло с давних пор, например, деревня Тигино была основана казаками в 1776 году.
Распад СССР сказался на численности национального состава района. В первые десятилетия покидали свою вторую родину немцы и люди трудоспособного возраста в поисках работы. К нам же на временные работы прибывали трудовые мигранты из бывших республик СССР: армяне, украинцы, азербайджанцы.
Многонациональность района сказывается на национальном составе семей. Кем быть человеку, если он половинка, а то и четвертинка какой-то национальности, решает сам человек!