В Симферополе я подружился с крымскими болгарами. В болгарском культурном центре я увидел тульский самовар начала XX века - весь мятый, с дырами в корпусе и прогоревшей трубой - в общем, абсолютно нерабочий. Самовар скромно стоял на полу. С разрешения хозяина я взялся за реставрацию.
Потер крышку тряпочкой - появилось клеймо. Скорее всего, самовар - не оригинальный, а кустарный, так как на нем стоит клеймо Нечаева. А преемниками самоварного короля Баташева тогда называли себя практически все кустари - это такой маркетинговый ход. Предполагаю, что изготовлен он был путем кражи заготовки с фирменного завода приблизительно в 1910-х годах, а затем доработан "на коленке".
Патину и грязь я смыл при помощи смеси из уксуса, соды и муки. От идеи шлифовать наждачкой корпус я отказался - боялся, что сотру клейма.
Ножка самовара была сломана. Я приобрел парочку газовых горелок, медно-фосфорный припой, и спаял ее из обломков заново.
Смысл пайки такой: латунь разогревается до красна, медным припоем провожу по трещине - медь аккуратно растекается. После пайки излишки я убирал напильником и наждачкой.
После пайки самовар встал на ножку. Следующий этап - выпаял трубу, вытащил колосник. Колосник нужно было очистить от ржавчины, прокалить и окунуть в масло. Трубу впоследствии пришлось делать заново, так как за годы использования металл практически совсем прогорел.
Сцену с растопкой самовара и чаепитием в Генуэзской крепости в Судаке сняли в клипе Марии Симикчи на песню "Българи":