Эта история и её персонаж могут "заколдовать" зрителя, захватить своей поглощающей атмосферой.
Одна из чёрных страниц в истории человечества - история инквизиции, сотни тысяч женщин, мужчин, животных и детей были сожжены на костре или убиты самыми жестокими методами, потому что их считали ведьмами, колдунами или посланниками власти дьявола.
Но во всём этом зле была капля в море - история, можно даже сказать, со счастливым концом.
Речь идёт о Монне Гостанца из Либбьяно - вдове, целительнице, повивальной бабке и пряхе, жившей в сельской местности Тосканы.
Этой некогда знаменитой жительнице посвящены несколько книг и фильм. И это одна из самых известных ведьм в Италии - Гостанца.
Сан-Миниато-аль-Тедеско, Великое герцогство Тоскана, ноябрь 1594 года.
Гостанца была дочерью флорентийца и простой служанки, в возрасте 8 лет она была похищена и изнасилована своим будущим мужем (пастухом).
Довольно рано девочка осталась вдовой. С этого момента Гостанца, оставшаяся без средств к существованию, зарабатывала на жизнь как повитуха и пряха.
Она научилась собирать травы и делать различные мази и настойки, и слава целительницы стала распространяться по всей округе.
Но, как нередко бывало, от невежества и зависти пошли разговоры, что все таланты Гостанцы от дьявола.
И в один злосчастный день в дверь Гостанцы постучалась святая инквизиция.
Гостанца из Либбиано / Gostanza da Libbiano, 2000
Несмотря на документальную основу, чёрно-белый фильм, снятый в лучших традициях немецкого киноэкспрессионизма, полон мистики и двусмысленности.
"Настоящим героем фильма является слово, то есть повествовательная способность Гостанцы. Поэтому я хотел, чтобы все было сосредоточено на этом. Цвет, богатый тосканской осенью, отвлек бы от этого несущего элемента. Пластичность обнаруживается в телах, а не в цвете. Скульптура, следовательно, а не живопись" - говорит режиссер фильма Паоло Бенвенути.
Казалось бы, просвещённому зрителю 21 века должно воспринимать происходящее не иначе как результат заблуждения или банальной жестокости, осознанно прикрываемой религиозным рвением.
Фильм режиссера и сценариста Паоло Бенвенути, строго основан на оригинальных протоколах судебного процесса 1594 г. и был включен в основной конкурс Международного кинофестиваля в Локарно в 2000 году, на котором получил специальный приз жюри (вручается за второй лучший фильм в разделе международного конкурса).
Фильм не дает уступок ни сентиментальным подтекстам, ни тонам громкой театральной драмы: трагедия поглощается медленными и спокойными ритмами, перемежается диалогами, переплетающими голоса с глубокими и сдержанными, иногда приглушенными звуками.
Этот исторический фильм - драгоценный свидетель, переживший церковную цензуру: такие тексты часто добровольно уничтожались или запрятались в архивах церквей.
Флорентийский нотариус Винченцо Вивиани ведал составлением протокола, то есть точно фиксировал выражения и слова судей и судил.
Режиссер Паоло Бенвенути сокращает и исправляет длинный отчет, упрощает диктовку, но ничего не изменяет, сохраняя лингвистическую патину шестнадцатого века и необычайную выразительную эффективность тосканского языка того времени.
Обнаружение пергамента с описанием процесса над Гостанцей произошло совсем недавно и совершенно случайно.
Трем недавним выпускникам в конце 1980-х годов было поручено инвентаризировать и реорганизовать архивное наследие Сан-Миниато.
Они должны были получить в свои руки только документы, выпущенные муниципалитетом после объединения Италии, но они также обнаружили, что вмешиваются в фонды, которые были частью секции, хранившей старые материалы.
И случайно они наткнулись на пергамент, содержащий рукопись, около ста листов, не переплетенных, а сшитых вместе, соответствующих словесному изложению « Процесса над ведьмой», датированного 1594 годом.
Текст был опубликован через несколько лет, в 1989 году, в книге под редакцией Франко Кардини, "Гостанца, ведьма Сан-Миниато", с широким спектром исследований и комментариев, в том числе ученых и исследователей, занимающихся открытие и с послесловием Проспери.
Чтение этой книги пробудило у Бенвенути интерес к истории, вплоть до решимости снять по ней фильм.
Наш канал благодарит читателя за обратную связь.
А подписка - неоценимая поддержка нашего труда.
Подпишитесь на наш канал, так Вы будете чаще видеть статьи в своей ленте. Если вы хотите больше узнать о мире итальянского киномира, вступайте в нашу группу ИТАЛЬЯНСКИЕ ФИЛЬМЫ И СЕРИАЛЫ.
На сегодня у нас всё! Расширяйте свой кругозор вместе с нашим каналом, а мы рады будем расти вместе с вами ;))