Атомная энергетика после Второй мировой войны набирала обороты как перспективное направление получения электроэнергии, которую можно далее использовать в двигательной установке, в том числе для различных средств передвижения. Мировое первенство тут было за СССР: летом 1954г. в г. Обнинск вступила в строй атомная электростанция. Хотя, справедливости ради, США были первыми в создании ядерного реактора – экспериментальная энергоустановка заработала ещё в конце 1942г.
Количество выделяемой в ядерной реакции энергии настолько превосходило энергию от сжигания обычного топлива, что в 1950-х гг. научные умы ведущих стран пытались всячески использовать её в прикладных сферах жизни. Спущена на воду первая атомная подводная лодка «Наутилус» (США, 1954г), первый надводный атомный корабль-ледокол «Ленин» (СССР, 1957г.). Прорабатываются проекты американских и советских стратегических бомбардировщиков с ядерной силовой установкой, рассматриваются концепции «атомных» танков и передвижных гусеничных электростанций небольшой мощности. Время смелых решений, часто с пренебрежением вопросами безопасной эксплуатации.
Получаемый от реактора на выходе гигантский запас хода, рождал весьма дерзкие проекты по установке такой силовой установки на сугубо гражданский транспорт. В 1950- 1960-х гг. общество вполне было готово это воспринять - всё «атомное» было в моде. В это время технологии позволяли создать реактор относительно компактный по сравнению с существующими.
Самым ярким и известным представителем данной автоконцепции стал Ford Nucleon – экспериментальная разработка, масштабная модель, выпущенная на публику в 1957г. Причём это не был, как бы сейчас сказали «гибрид»: вспомогательного двигателя внутреннего сгорания не было – исключительно ядерный реактор. В качестве «бензобака» была съёмная капсула с радиоактивным топливом, с запасом хода порядка 8.000 км. Колоссальная величина, если учесть, что современные автомобили предлагают запас хода в среднем 600-800 км на полном баке. Пополнение топлива планировалось производить на специальных пунктах, сеть которых авторы идеи задумывали установить по всей территории США. Нечто похожее, в наше время сделал Илон Маск со своим суперчарджерами Тесла. В Форде предусматривалась и защита пассажиров от негативного воздействия энергоустановки, хоть и весьма наивная – в период расцвета атомной энергетики понятия о безопасности были весьма условны.
В Советском Союзе существовал свой проект атомного автомобиля – «Волга-Атом». Каких-то прямых документальных подтверждений от него не осталось. По некоторым данным авто было сделано на агрегатах «двадцать первой» Волги и представляло собой 3-хосный (!) агрегат. По слухам проект имел много сложностей при воплощении в металл и был закрыт после прихода в Кремль нового генерального секретаря – Л.И. Брежнева. При всей своей любви к быстрой езде и хорошим машинам, Леонид Ильич вряд ли бы продолжал финансирование «бомбы на колёсах»: стране были более нужны реакторы в ледоколах, подводных лодках и электростанциях.
В настоящее время атомная энергия в транспорте не в тренде. Повальное увлечение электромобилями задвинуло поиски новых инженерных решений на дальнюю перспективу. Хотя и побороться есть за что: запас хода такого транспорта уже будет измеряться не сотнями километров как у электрокаров, а …годами эксплуатации. Но заниматься такими разработками можно лишь под эгидой государства обладающего ядерными технологиями, квалифицированными кадрами и политической волей к внедрению новых технологий. С последним сейчас видятся самые большие сложности… Время не пришло.