Переход до базы Толуд.
Забегая чуть вперёд скажу, что новый день завершился у подножия того вулкана что был на прошлых фотографиях, у Большой Удины. Удобно измерять расстояния, от вулкана к вулкану день пути.
Утром мы не особо торопились, ещё будучи в палатке слышали, как мимо прошли ребята на Толбачик. Ночью было влажно, моросил дождь, палатка отсырела, а спальники стали мокрыми в тех местах где касались купола. После завтрака осмотрели вид с соседних шлаковых конусов, фотографировали, ведь на эту стоянку мы уже не вернёмся. Сверху удивлял масштаб лавовых потоков и объём шлака. Всё это последствия двух крупных извержений: Большого трещинного Толбачинского извержения (БТТИ), оно произошло в 1975-1976 годах и трещинное Толбачинского извержения 2012 года, получившее имя 50-летия Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН. Лавовыми потоками было уничтожено несколько станций вулканологов ("Ленинградская" и "Водопадная") и перекрыта дорога до посёлка Козыревск. Та дорога, по которой мы ехали новая, в объезд потока, поэтому и занимает времени больше. Иногда в лесу она подходила и границе пирокластики, вокруг были сгоревшие деревья, а сам язык доходил высоты в два этажа. При БТТИ произошло поднятие рельефа местности в ходе роста конусов от вулкана Плоский Толбачик в направлении на юг, а в 2012 году новые потоки лавы разливались на запад и восток от сформировавшегося ранее подъёма.
Собравшись, мы отправились дальше - искать место перехода через поток. Перейти застывший поток удобнее всего в самом узком месте извилистым путём минуя разломы. Этот путь отмечен белыми метками прям на поверхности. На тот момент мы точно не знали, как выглядят метки, поэтому шли по тропе вдоль шлаковых конусов и держались границы потока, чтобы не пропустить их. На пути мы встретили студентов геологов и преподавателя из Москвы, вооружившись геологическими молотками они отбирали пробы. За разговором мы поинтересовались про перешеек, а ребята подтвердили, что нужно ещё пройти чуть дальше и что мы точно его не пропустим. Они настоятельно не рекомендовали идти иным путём, корка застывшей лавы только с виду может выглядеть прочной, под ней встречаются пустоты и можно провалиться в лавоводы, некоторые из них ещё действующие. Об этом свидетельствует тёплая поверхность над лавоводом и выход горячих газов из трещин. Ветер поднимался, мы поспешили продолжить путь.
После перехода тропа берёт круто вправо и идёт со сбросом высоты до базы Толуд. Это направление сложно назвать тропой, следы от ботинок и палок остаются только на шлаке и то до первого дождя или сильного ветра. Но мы искренне радовались при их виде, это вселяло уверенность, что мы не отклонились от курса. Вдалеке мелькнул отблеск, похожий на крышу домика, у нас ещё час спуска.
На подходе к базе вулканологов входим в зону стланников - излюбленных мест ночёвок медведей. Разговариваем громко, даже напеваем какие-то песни, чтобы нас им было слышно. Спустя немного времени выходим на поляну с навесом и домиком. Вокруг пусто, в этот вечер никто не остановился тут на ночлег, поэтому мы на правах единственных хозяев располагаемся на базе.
#Камчаткаmv #походmv #камчатка #поход #туризм