Найти в Дзене

Фильм «Интердевочка»: самое спорное кино позднего СССР

Этот фильм, вышедший на экраны в 1989 году, я увидела только спустя много лет. В то время была еще ребенком, поэтому «такое» кино мне никто не показал. Но атмосферу позднего СССР помню хорошо. Граждане великой страны были разочарованы властью, бытом и мечтали о переменах к лучшему.

Некоторые открыто говорили, что хотят «вырваться из унылого совка».
Это вылилось в интерес к западному миру, который соблазнял сытым благополучием, а также к представителям самых необычных профессий.

Режиссер Петр Тодоровский долго не хотел снимать кинофильм по повести писателя Владимира Кунина (Фейнберга) (именно по его произведениям создали уже в наше время фильм «Сволочи», писатель и сам мечтал о жизни за границей, в начале 1990-х он эмигрировал в Германию).

А Тодоровскому после великолепного «Военно-полевого романа» взяться за такой сюжет казалось невозможным. Но его уговорила супруга Мира, которая считала, что наступило время новых героинь. Именно она читала мужу эту повесть, а потом возила по гостиницам, в которых жили редкие для СССР иностранцы, и показывала «особенных девочек».

В итоге Тодоровский согласился работать. Но оказалось, что государство не дает деньги на этот фильм. Тогда предприимчивая супруга обратилась за помощью к шведам, и один шведский фермер выделил на кино огромную сумму денег.

Фильм «Интердевочка» оказался чрезвычайно успешным коммерческим проектом. В СССР его посмотрело более 41 миллиона человек. Прибыль была огромная.

Фильм показывали и в Швеции, но там он так и остался «проходящим». История про советскую медсестру Таню не вызвала у местных жителей интереса даже несмотря на то, что финал в шведском варианте изменили: в нем Татьяна просто улетает на самолете домой в Ленинград. Этот выбор шведская публика одобрила: образ Татьяны у них симпатии не вызвал, напротив, все жалели ее несчастного мужа-инженера, который по глупости женился на советской проститутке и привез ее с собой в цивилизованное общество, в котором она не смогла жить.

Отметим, что образ падшей женщины не нов для русского искусства. Однако таких героинь чаще всего жалели и считали жертвами обстоятельств. Вспомним Сонечку Мармеладову, которая идет на панель ради голодающих детей своей мачехи, или Катерину Маслову из «Воскресенья» Л. Толстого, которая становится общедоступной женщиной потому, что ее обманывает возлюбленный, бросая беременную на произвол судьбы. Даже героини повести «Яма» А. Куприна, живущие в публичном доме, это глубоко несчастные женщины.

Кадр из фильма. Источник Яндекc-Картинки
Кадр из фильма. Источник Яндекc-Картинки

Героиня Елены Яковлевой, медсестра Таня, становящаяся валютной проституткой, не голодает. У нее есть работа и жилье. Но женщина не удовлетворена обычной жизнью советской медсестры, вынужденной экономить, отказывая себе в модной и дорогой одежде и косметике. И именно эта мечта о роскошной жизни толкает ее на панель.

Тане повезло. На ней захотел жениться один из ее клиентов – обеспеченный шведский инженер, и героиня счастлива. Наконец-то сбудется ее мечта о сытой и богатой жизни. Рассказывая о случившемся матери, Таня обозначает свою нехитрую житейскую философию: деньги, шмотки, сытость. На вопрос о любви к шведу она лишь усмехается, поэтому даже мать говорит ей: «Танька, но это же значит торговать собой!»

При этом Таня – заботливый человек. Деньги, полученные сомнительным путем, она тратит не только на себя, но и на маму, любит свое дело, стремится облегчить состояние пациентов больницы, где работает.

Но внутри нее какое-то противоречие, делающее ее глубоко несчастной. Естественно, что брак с богатым иностранцем не приносит удовлетворения. Татьяна получает машину, красивые вещи, дом, но никто из родни мужа ее не уважает, она чувствует себя здесь чужой, а если быть точнее, «человеком второго сорта, как все советские».

Кадр из фильма. Источник Яндекс-Картинки
Кадр из фильма. Источник Яндекс-Картинки

В отечественной версии фильма героиня по_гибает в аварии, стремясь вернуться домой в Ленинград. И это финал должен был, по версии режиссера, показать трагическую сущность ее жизненного пути.

Но вольно или невольно создатели фильма мифологизировали профессию валютной проститутки. Многие зрители увидели в этом кинофильме образец для подражания. Легкие деньги, наряды, машины, возможность брака с иностранцем – вот что привлекало молодых советских барышень в этом кино. В 1989 году среди московских школьниц проводился опрос, который показал, что 40% девочек хотят стать путaнами.

Это свидетельствовало о настоящей деградации нравственных ценностей среди поздней советской молодежи.

Собственно говоря, сама Таня Зайцева стала собирательным образом России того времени. Бедной, мечтающей о заграничном «женихе», забывшей о своей истории и ценностях. Недаром ее подруга Лялька, которая в итоге тоже становится блудницей, говорит врачам в больнице, где работает: «Иностранцы – они не то, что наши. Они и обходительны, и при деньгах».

В то время так думали многие.

Я помню, как в школе одна из учительниц советовала зарабатывать на жизнь именно таким образом, говоря о том, что одна из ее учениц стала «московской бабочкой» и живет очень богато.

Но сейчас мне кажется, что «Интердевочка» – это глубоко трагический фильм, показывающий степень деградации позднего СССР. Пройдет еще каких-нибудь два года, и страна рухнет, уничтожив многие ценности, которые так дорого стоили нашему народу. Но испытания, выпавшие на долю людей, привели к пониманию того, что без нравственности, национальной идеи, сплоченности не прожить.

Это происходило постепенно. Сначала распевали песню «Америкэн бой, уеду с тобой…», потом «Милый мой бухгалтер. Зато родной, зато простой». А затем в конце 1990-х в кино появляется новый герой Данила Багров, который буквально возвращает из той самой Америки «интердевочку», говорит, что сила в правде, и слушает песню «Гудбай, Америка».

Вот такая вот история.