Урок: чтение
Тема: Буква ю – показатель мягкости согласных. Чтение предложений и текста
Цель: создание условий для знакомства с функцией буквы Ю в качестве показателя мягкости согласных звуков
Задачи:
- раскрыть функцию буквы «ю» в качестве показателя мягкости согласных звуков; упражнять в чтении слов с буквой «ю»;
- учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых - продолжить формирование фонематического слуха, памяти, мышления;
- воспитывать интерес к чтению.
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
– Какую букву выучили на прошлом уроке?
– Когда буква «ю» обозначает два звука?
– Замените одну букву в словах буквой «ю»:
лук → люк
салат → салют
крик → крюк
– После какой буквы стоит буква «ю» в этих словах?
– Сегодня на уроке узнаем, какую роль выполняет буква «ю» в словах после согласной буквы.
Речевая минутка.
Упражнение в чтении слогов (с. 56).
– Сравните слоги в каждом столбике. Чем они похожи? Чем отличаются?
– Как произносятся согласные в первом столбике?
– Как произносятся согласные во втором столбике?
– Какой звук обозначает буква «ю» после согласного?
Вывод: после согласного буква «ю» показывает мягкость предыдущего согласного и обозначает гласный звук [у].
Звуковой анализ слов.
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике.
– Что изображено слева? (Руки.)
– Сколько в слове звуков?
– Сколько в слове букв?
– Сколько в слове слогов?
– Произнесите первый звук. Дайте характеристику этому звуку.
– Какая одежда изображена? (юбка)
– Сколько в слове звуков?
– Сколько в слове букв?
– Объясните, почему согласный произносится мягко?
– Какой звук обозначает буква «ю» после согласного?
Работа по учебнику (с. 59).
– Прочитайте слова, которые состоят из одного слога.
– Прочитайте слова, которые состоят из двух слогов.
– Прочитайте слова, которые состоят из трех слогов.
– Как определить количество слогов в слове?
– Прочитайте слова-предметы.
– Прочитайте слова-действия.
Физкультминутка.
Задания по развитию речи. Чтение предложений.
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
– Какое время года здесь изображено?
– Что делают дети?
– Составьте предложения по иллюстрации.
– Прочитайте текст в учебнике.
– Что делала няня?
– Прочитайте имена детей.
– Составьте схему-модель данного предложения.
Закрепление. Задания на развитие внимания.
Игра «Будь внимателен».
– Запомните слова с буквой «ю», которые встретятся вам в сказке.
ВЕРБЛЮЖОНОК БЮЛЬ-БЮЛЬ
Верблюжонку Бюль-Бюлю очень хотелось, чтобы у него все было как у людей.
– Мама! Я тоже хочу спать в люльке.
– А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблюдица.
– Нет, он такой мягкий... – обрадовался Бюль-Бюль.
– Мама, я тоже хочу играть с юлой, – сказал он в следующий раз.
– А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.
– Нет, он такой веселый! – обрадовался Бюль-Бюль.
– Мама, я тоже хочу есть урюк, – сказал он в следующий раз.
– А разве колючки, которые мы едим, хуже? – спросила верблюдица.
– Нет, они такие сладкие! – засмеялся Бюль-Бюль.
– Мама, я тоже хочу жить в юрте, – сказал он в следующий раз.
– Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.
– Конечно же, нет! – засмеялся Бюль-Бюль. – И никогда не вырастет.
Итог урока.
– Какую букву мы сегодня повторили?
- Что нового мы узнали на уроке?
- Молодцы, на этом урок окончен.